Брайан Веселинг

«Чем меньше редакция топчется на месте, тем менее вероятно, что придётся глобально её «взорвать»»

Опыт цифровой трансформации шотландского издательства DC Thomson

Четыре года назад шотландское издательство DC Thomson не могло похвастать и тысячей платных подписчиков. Сегодня их более 30 000. Ричард Прест, глава департамента по формированию контента, рассказал корреспондентам wan-ifra.org о секретах успеха. С разрешения портала, где размещён материал, мы публикуем его перевод.

Алиса в стране чудес, которая бежит со всех ног только для того, чтобы оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть, нужно, как известно, бежать в два раза быстрее. Изображение сгенерировано сервисом Bing

Несколько лет непрерывного падения

DC Thomson – издательство с богатой историей – сегодня каждый день выпускает четыре основных новостных издания. Одно из них, The Press and Journal, несколько месяцев назад отметило 275-летие. Кроме того, компания владеет множеством медиабрендов, освещающих широчайший спектр тем – от спорта до бизнеса и развлечений. Также в портфеле DC Thomson самый продолжительный в мире еженедельный комикс Beano, а также генеалогическая платформа и отдельный бизнес в сфере технологических услуг.

Долгое время компания делала упор на печатные издания – в какой-то момент их общий объём составлял 95 процентов. Однако в 2019-м, после нескольких лет непрерывного падения тиражей, руководство объявило о цифровой трансформации. Рабочие процессы радикально изменялись, чтобы потребители новостей оперативно получали современный и содержательный digital-контент.

Чтобы перестройка проходила стратегически грамотно и продуктивно, издатель присоединился к Table Stakes Europe (это совместный проект WAN-IFRA и Google News Initiative для региональных медиа, где их учат получать цифровой доход за счёт переориентирования на потребности своей аудитории – прим. «Соли»).

Как мы можем им помочь?

Ричард Прест утверждает: DC Thomson – больше не традиционное издательство, потому что фокус его внимания сместился на сообщества. Именно им теперь уделяется больше времени: от изучения потребностей до анализа реакций.

«Публиковать новости или печатать журналы сегодня недостаточно. Мы работаем с конкретными группами людей, у которых есть запросы и потребности. Соответственно, каждый раз нужно отвечать на ряд вопросов, прежде чем предлагать юзерам контент», – говорит Прест.

Вопросы DC Thomson звучат следующим образом:

  • Как мы можем помочь людям?
  • Как правильно взаимодействовать с ними?
  • Как стать сторонниками и советчиками людей, предложив информацию, которая улучшит их жизнь?

Компания сформировала восемь основных сообществ, на которые ориентируется. В их числе, например, Gen Alpha (площадка для молодой аудитории), Hobbies (среди занятий для души равных себе не знает гольф) и Mental Agility (головоломки и викторины). Во время выступления на саммите в Осло Прест особо отметил направление Local, в которое входят новостные бренды компании.

DC Thomson владеет четырьмя региональными печатными газетами. Они расположены в Абердине и Данди. Упомянутая выше The Press and Journal выходит по утрам в Абердине, а The Courier – в то же время в Данди. По аналогичному принципу издаются и вечерние газеты. Важно отметить, что каждое СМИ имеет собственный сайт.

По словам Преста, из-за большого внимания к печатной версии издания не генерировали платный онлайн-контент. Как результат, отсутствовал не только прирост подписчиков в «цифре», но и само понимание digital-аудитории. Доходы же от интернет-версии поступали в основном за счёт рекламы.

Запуск трансформации

В 2019 году компания пришла к выводу: нужно меняться. «Мы присоединились к Table Stakes Europe – и, надо признать, процесс обучения оказался сколь трудным, столь же интересным. Помню первые встречи, куда мы приходили и удивлялись, насколько же сильно отстаём от конкурентов. Ведь прежде даже доходы от читателей и подписки не анализировали!» – признался Прест.

Перестройка стартовала с маленьких шагов, но уже вскоре изменения обрели масштабный характер. Например, новостной отдел пережил переориентацию с «печатного» формата работы на цифровой. «Мы стремились к выходу на digital-журналистику высокого уровня – и параллельно совершенствовали пользовательский опыт. Опирались, разумеется, на интересы местной аудитории, чтобы стимулировать людей на платную подписку или на покупку материалов через Paywall», – отмечает Прест. Задачами-минимум издателя поставили повышение конверсии и предложение юзерам большего количества премиум-контента.

Также DC Thomson пустились в эксперименты с пробными бесплатными периодами и ценообразованием. Кроме того, издательство расширило воронку продаж, чтобы найти новые аудитории для проверки на лояльность и интерес к контенту.

Однако получить читателей – не значит их удержать. Поэтому шотландцы поставили в приоритет улучшение процесса регистрации и общего пользовательского опыта.

Начинаем с малого

Некоторые из начальных шагов выглядели скромно, но имели существенное значение.

Например, когда кто-то подписывался на рассылку, процесса регистрации не было и в помине. «Чтобы сделать «онбординг» более личным и приятным, мы сформировали письмо за подписью главного редактора. И каждый раз, когда к нам присоединялся новый пользователь, ему отправлялось это послание от босса со словами благодарности. Кажется, ничего сложного. Но этот простой шаг увеличивал доверие со стороны пользователей», – подчеркивает Прест.

Следом руководство DC Thomson изменило ряд рабочих процессов, сделав их более цифровыми и ориентированными на аудиторию. Также в обиход редакций вошли профессиональные тренинги. «Чтобы люди росли и добивались успеха, мы инвестировали в дополнительное обучение. Заодно обеспечили редакции передовыми digital-инструментами, чтобы упростить работу в новом формате, а также вложились в информационные панели, чтобы журналисты следили, успешны или нет их действия», – вспоминает Прест.

KPI для достижения успеха

Ключевым показателем успеха в переходный период компания выбрала рост платных подписчиков. «Мы поставили целью вдвое увеличить число столь несвойственной нам аудитории. К октябрю 2020-го ориентировались на 1200 человек, к марту 2021-го на 2000. Кто-то скажет, что показатели для серьезных изданий смешны. Но для нас это был гигантский скачок по сравнению с тем, что мы тогда имели», – рассказывает Прест.

В процессе шотландцы интегрировали в работу Mini-Publisher Teams (MPT) – концепцию Table Stakes. Она предполагает, что небольшие команды освещают широкий спектр тем для конкретной аудитории. Изначально журналисты начали прорабатывать политическую и криминальную повестки, а также работу судов. «Мы сформировали несколько групп, чтобы изучить, как они построят взаимодействие, разделят обязанности, добьются эффективности, – вспоминает Прест. – Но затем мир накрыл Covid».

Парадокс, но пока многие СМИ откладывали масштабные проекты изменений, боясь пандемии и её последствий, боссы DC Thomson поступили ровно наоборот. «Мы дали добро на полную перезагрузку новостного отдела на основе модели Mini-Publisher Teams», – отмечает Прест.

Так, в 2021 году группы MPT оказались ядром отдела новостей. По задумке шотландцев, они должны были охватить самые разные аудитории. Сегодняшний результат издательства – 30 тысяч платных цифровых подписчиков.

Кроме того, команда освоила новые способы рассказывать истории. Например, за последние несколько лет они начали снимать документальные видеофильмы, а также запустили подкаст, посвященный преступлениям. «Снимаю шляпу перед сотрудниками. Они поверили в наши реформы и погрузились в работу с головой. Эта самоотдача и стала причиной успеха», – восхищается своими подчиненными Прест.

Новые команды, мероприятия и вызовы

Сегодня эксперты, анализирующие данные, предоставляет DC Thomson обширную информацию об аудитории – и это позволяет эффективно адаптировать контент под её запросы. Также издательство обзавелось продуктовой командой и командой, отвечающей за подписки.

Кроме того, компания проводит живые трансляции для подписчиков – недавно в одной из таких поучаствовал Брайан Кокс. Актёр – настоящая звезда региона, ведь он исполнил одну из главных ролей в недавно завершившемся сериале «Преемственность».

Может показаться, что, набрав ход, DC Thomson стал с лёгкостью брать барьер за барьером. Но Прест утверждает: это не так. Более того, проблемы донимают издателя до сих пор – от роста стоимости жизни до бед с энергоснабжением и избеганием новостей аудиторией.

Успех из многих источников

Прест не может выделить какой-то конкретный фактор, который привел шотландцев к успеху: «Рост – это результат многочисленных изменений в различных командах и отделах. К тому же, мы постоянно видоизменяли контент: добавили призывы к действию, мотивируя подписаться, увеличивали долю премиальных материалов. Следом сняли документальный фильм, увеличивший объём продаж. Поэтому наша победа – это синергия в работе отделов и людей внутри каждой из команд».

Прест подчеркивает: опыт закалил сотрудников, сделал их подготовленными к решению проблем любого рода. Кроме того, стойкости журналистам добавляет обмен опытом и общая позитивная коммуникация внутри DC Thomson. «Мы постоянно развиваемся – и это отражается на результатах. Чем меньше редакция топчется на месте, тем менее вероятно, что в будущем её придется глобально «взрывать»», – уверен Прест.

Совет шотландцев всем коллегам, которым пока трудно трансформировать работу внутри СМИ, прост. «Просто начните. Просто сделайте это. Стартуйте с малого – с одной команды, двух. Измените стиль и способ позиционирования рассылки. Поменяйте общую тональность издания. Но самое главное – начните что-то делать. И тогда дело сдвинется с мёртвой точки», – уверяет Прест.

Перевод и адаптация текста – Сергей Скичко.

Актуальное

Лучшее на Соли