Раздатка к лекции Кати Горчинской Как устроена западная журналистика?

Как построить любой текст с помощью четырёх вёдер и одного ореха?

Хороший текст похож на дом, и его не столько «пишут», сколько «составляют» из информационных кирпичей. А вся возможная фактура делится на четыре условных «ведра». В зависимости от того, как их наполнять, получается заметка, репортаж или профайл.

Текст подготовлен редакцией на основе материалов минской лекции Кати Горчинcкой (The Wall Street Journal, The Financial Times, Kyiv Post).

«Ведро 1» — основной материал

Это главные факты и цифры. Всё, что вы прочли, увидели своими глазами, узнали у экспертов или свидетелей, когда работали над темой.

«В доме номер 1 по улице N лопнули трубы. Люди остались без отопления и горячей воды в двадцатиградусный мороз». (Здесь и далее примеры добавлены редакцией — прим. ред.)

«Ведро 2» — реактивный материал

От слова «реакция». Это мнения людей, которых касается новость.

Житель дома: «Ужасно холодно, оставаться здесь невозможно, поедем к родителям».  

Если это конфликт с несколькими участниками, важно опросить всех.

Работник ЖКХ: «Мы измерили температуру в доме, и она действительно низкая. Будем создавать комиссию для решения проблемы».

«Ведро 3» — энциклопедический материал, или бэкграунд

Сведения, которые нужны, чтобы читатель погрузился в контекст и увидел причинно-следственные связи в вашей истории.

«Несмотря на письменные жалобы от жильцов, капремонт в этом доме не делали с момента его постройки сто лет назад».

«Ведро 4» — репортажные элементы

Здесь речь идёт о говорящих деталях и подробностях, всём, что раскрывает проблему и позволяет читателю её осознать. В последнее время об этих элементах часто забывают или используют их только в текстах lifestyle. А зря.

«Когда мы подъехали к проблемному дому, то увидели в окне первого этажа пожилую женщину. Она сидела, укрывшись одеялом, из-под которого была видна зимняя куртка».

Как это работает?

Посмотрите, какое «ведро» наполняется быстрее, и это позволит вам выбрать тип материала. Если фактуры много, а новость срочная, пишите короткую заметку. В случае конфликта с большим количеством участников можно подготовить проблемную статью (про аварии, вырубленные парки, уплотнения и т. п.). А если удалось найти много деталей, возможно, получится классический репортаж.

При этом «ведро» не равно «готовый материал». Любой текст — это как минимум два вида фактуры. Например, бэкграунд не может быть самостоятельной статьёй, но он нужен даже в самой короткой заметке. И помните, что вместо полотна текста можно сделать инфографику, фактбокс и даже карикатуру. Ведь пояснение совсем необязательно должно быть в лоб.

Вице-спикер и книжная полка

Несколько лет назад в Украине появилась первая женщина вице-спикер парламента. О ней написала Kyiv Post, и текст начинался так: «Оксана Сыроид пожаловалась на свой новый офис — не хватает книжных полок» (репортажный элемент).

Дальше автор говорит, что героине 38, она юрист, а потом рассказывает о её прошлом: чем известна, что делала до революции (энциклопедический материал). Потом делится собственным впечатлением – «она открыта в разговоре, одевается стильно и слегка консервативно, как учитель» (реактивный материал). И наконец, цитата вице-спикера. «Я хотела бы привнести в парламент достоинство, — говорит Сыроид, — ведь сейчас у Рады низкая репутация, она коррумпирована и погрязла в скандалах» (основной материал).

Получается, маленькая деталь про книжные полки, которую автор поместил в самое начало текста, рассказала о героине больше, чем вся статья.

Nut graf

Есть ещё один элемент текста, который в западной журналистике используется очень часто, а в постсоветской — почти никогда. Он называется nut graf (от английских слов «орех» и «абзац») и отвечает на простой вопрос читателя: а зачем мне вообще это знать?

Мелкая заметка — «В доме N произошла авария» — обычно не требует nut graf. Но он обязательно появится, если вы показываете аномалию или тенденцию. «Это уже третья авария на одном и том же месте».

Как правило, nut graf идёт сразу после лида. Чтобы его сформулировать, нужно на секунду «выпрыгнуть» из нарратива статьи. Примерно так: «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Снесла она яичко…» — тут вы ставите нарратив на паузу и говорите, что вообще-то с яйцами в этой деревне проблемы. Объясняете почему, а потом возвращаетесь в сказку.

*Автор «теории вёдер» — лауреат Пулитцеровской премии и профессор школы журналистики Университета Миссури Джеки Банашински.

Почитайте больше о секретах хорошего текста. Здесь собрали для вас советы автора проекта «Сноб» Александра Мурашёва.

Лучшее на Соли

Советуем