Литература факта — жанр на стыке журналистики и фикшн. Он вам подходит, если вы хотите работать с тяжелыми темами: теракты, война, геноцид…
Предлагаем пройти наш тест и проверить, умеете ли вы говорить с людьми, которые получили глубокий травматичный опыт.
Чем не занимается литература факта?
Хоть литература факта – очень субъективный жанр, автор должен учитывать все факты, а не отбрасывать те, которые его по какой-то причине не устраивают.
А почему литература факта впечатляет читателя больше, чем новости?
Польский писатель Рышард Капустинский считал, что невозможно войти в эмоциональный контакт с человеком, которого видишь в новостном сюжете семь секунд. Литература факта не просто сообщает, что где-то происходит война или геноцид. Она рассказывает историю человека и так сближает его с читателем.
О чём в основном рассказывает литература факта?
Она рассказывает о трагедиях и показывает, что во всём люди страдают одинаково.
Вы пишете про встречу, которая началась на 10 минут позже запланированного. Как правильно отметить этот факт?
Литература факта - это очень субъективный жанр. Автор хоть и опирается на факты, но всё равно часто описывает собственные эмоции. В зависимости от ситуации опоздание на 10 минут может быть незначительной мелочью и серьёзным событием.
Чем литература факта отличается от беллетристики?
Беллетристика - это художественная литература, и в ней автор может поступать с героями, так ему или ей хочется. В литературе факта нельзя убить персонажа просто потому, что он не нравится автору.
Как себя вести, когда берёшь интервью у военного преступника, пытавшего людей?
Преступник не станет откровенничать с человеком, который открыто говорит, что ненавидит его. Во время работы над книгой о геноциде в Руанде Войцех Тохман был вынужден всячески скрывать своё отношение к людям, которые занимались этническими чистками: «Я бы ничего не добился, если б обратился к нему «ты, преступник».
Почему не стоит подробно расспрашивать жертв насилия о случившемся?
Войцех Тохман советует по возможности избегать расспросов, потому что вопросы ретравматизируют жертв насилия.
Но как тогда добывать информацию?
Если попросить рассказать то, что человек хочет, это даст герою ощущение контроля над ситуацией. Так он почувствует себя в безопасности и больше расскажет.
А как часто стоит встречаться с героем?
Старайтесь возвращаться к героям и через три дня, и через месяц. Даже если они будут говорить не так много, всё равно это рассказы о тяжёлых событиях. И если человек видит вас в десятый раз, вы для него уже не незнакомец.
Зачем узнавать о нынешних зарплатах в стране, если вы пишете про трагедию, которая произошла в ней 30 лет назад?
Герои ценят подготовленность людей, которые задают им вопросы. Почитайте об истории страны, узнайте, кто там сейчас у власти, как развивается экономика.
Возможно, в будущем вы напишете бестселлер о жуткой трагедии из прошлого, но пока что почитайте больше о работе с чувствительными темами и о том, как разговаривать с людьми, пережившими ужасные вещи.
А ещё советуем посмотреть лекцию Войцеха Тохмана «Літаратура факту: кат, ахвяра і журналіст». Он очень хорошо объясняет, как писать о страшном.
Очень полезной будет лекция Войцеха Тохмана «Літаратура факту: кат, ахвяра і журналіст». Он объясняет, как работать с людьми, пережившими жуткие трагедии, и как вообще подходить к таким текстам.
И всё равно советуем посмотреть лекцию Войцеха Тохмана «Літаратура факту: кат, ахвяра і журналіст». Он рассказывает о своём опыте работы с людьми, пережившими трагедии, и вам точно это будет полезно.
Share your Results: