В 2022 году полномасштабное вторжение России в Украину и другие вызовы повлияли на глобальную экономическую стабильность. По новостному бизнесу ударили высокая инфляция, спад в рекламе и рост цен на газетную бумагу. Это следует из отчёта «Обзор тенденций в мировой прессе 2022–2023» Всемирной ассоциации издателей новостей (WAN-IFRA). Как отмечают авторы, отчёт за 2021–22 годы был более оптимистичным.
The Fix выбрал шесть ключевых моментов из отчёта за 2022-23 годы. С разрешения редакции мы перевели и публикуем этот материал. Оригинальный полный текст читайте здесь. Кстати, у The Fix есть еженедельная рассылка на английском языке, подписывайтесь.
Для отчёта исследователи опросили 167 руководителей СМИ из 62 стран, чтобы оценить состояние мировой прессы и ожидания издателей. Опрос проводили летом и в начале осени 2022 года.
1. Больше половины издателей обеспокоены своими краткосрочными перспективами из-за новых мировых вызовов
СМИ столкнулись с множеством трудностей за последний год. Война России против Украины и другие глобальные вызовы спровоцировали инфляцию, энергетический кризис и такую проблему, как рост стоимости бумаги, в том числе газетной. Издателям не остаётся ничего другого, кроме как повысить цены [на свои печатные издания] или сократить в них количество страниц, что может снизить спрос.
Из-за этого 55,4% опрошенных пессимистичны в отношении следующих 12 месяцев. При этом 53,6% оптимистично смотрят на перспективы ближайших трёх лет.
СМИ из развитых стран более пессимистично оценивают краткосрочные перспективы. Напротив, новостные организации из стран с формирующимися рынками более оптимистичны. Издатели из развивающихся стран рассчитывают увеличить свои доходы на 24% по сравнению с 2021 годом. Более оптимистичные издатели гибче в адаптации своих бизнесов и меньше зависят от таких источников дохода, как тираж и реклама.
2. Реклама и печать всё ещё обеспечивают большую часть общей прибыли, хотя издатели ищут другие источники
Основные источники дохода на развитых рынках – по-прежнему печать и реклама. «Вместе печатная реклама и тираж приносят респондентам больше половины (53,5%) общей прибыли», – отмечают авторы опроса.
Всё больше медиа добиваются успеха в цифровой подписке. В том числе те, что расширяются за пределы своих внутренних рынков. В отчёте приводится пример [американского спортивного онлайн-издания] The Athletic, которое вышло на испаноязычные рынки.
Издатели понимают, что нужно иметь разные источники дохода, и стараются не полагаться только на один источник.
[Организация] мероприятий – важная область, на которой концентрируются издатели. Во время COVID новостные агентства устраивали мероприятия онлайн. Но как только мир начал оправляться [от пандемии], снова появилась возможность проводить офлайн-ивенты.
Пример из отчёта: «Пока бушевал COVID, [американский журнал] WIRED устраивал виртуальные мероприятия. Сейчас он продолжает предлагать регулярные виртуальные брифинги, полагая, что стратегии гибридных мероприятий (которые сочетают онлайн- и офлайн-мероприятия, иногда с возможностью также участвовать виртуально) могут остаться для многих издателей».
Грантовое финансирование «также становится важнее для некоторых издателей». При этом особое внимание спонсоры уделяют местным новостям и отчётам о климате. Другие перспективные источники дохода включают партнёрские публикации и электронную коммерцию.
3. Отношения медиа с технологическими платформами неровные. Цифровая трансформация ещё не завершена
Технологические платформы крупных компаний, таких как Facebook, Apple, Twitter и Microsoft, сильно влияют на публикацию в онлайне. При этом у СМИ ограниченный контроль над распространением своих продуктов на этих платформах.
Издатели воспринимают свои отношения с технологическими платформами довольно неоднозначно. Если 45% респондентов заявили, что «отношения с технологическими платформами за последний год улучшились», то 24% ответили противоположное. Увольнения технических специалистов, в том числе в партнёрских новостных командах, и крах Twitter ещё больше усложнят картину в будущем.
В широком смысле СМИ продолжают развивать свои цифровые возможности. Они пробуют новые платформы, такие как TikTok или Patreon, создают подкасты и разрабатывают мобильные приложения для продуктов, чтобы идти в ногу со временем. К примеру, такие издатели, как BBC, сначала сопротивлялись, но недавно пришли в TikTok. Однако цифровая трансформация «требует больше работы».
4. Разработка продуктов, источники доходов и анализ данных – в лидерах для инвестиций
Топ-3 областей, куда, по мнению управленцев, нужно было вложиться их организациям:
- разработка продуктов и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки),
- доходы от читателей и другие источники,
- рекламные инвестиции.
Авторы отчёта отмечают, что инвестировать в продуктовое мышление можно за счёт найма и создания междисциплинарных команд для работы над общей целью. Разработка продуктов помогает снизить отток аудитории и повысить вовлечённость. К примеру, The Washington Post запустила для своих подписчиков интерактивную сводку на конец года.
Следующий в приоритете после разработки продуктов – поиск источников дохода. Издатели всё ещё ищут дополнительные рекламные решения, поскольку стараются увеличивать и развивать доходы такого типа. Продолжают работать с подкастами и рассылками, получая новые платформы для увеличения спонсорства и продаж рекламы. «Подкасты – третья по скорости роста область после рекламы на “умном ТВ” и контекстной рекламы», – говорится в отчёте.
Кроме того, издатели продолжат инвестировать в аналитику данных и информационное обеспечение. В среде без файлов cookie эта область станет даже более ценной для медиа. В таких условиях СМИ нужно использовать данные потребителей, чтобы информировать о своих продуктах, подписках и других инициативах. «Собственные данные позволяют нам устанавливать прямые отношения, контролировать цены, контент и общаться с нашими читателями без посредников», – отметили в отчёте Хуан Сеньор и Джаянт Шрирам.
5. Технологии ИИ сильно повлияют на СМИ в ближайшем будущем. Но придётся бороться с этическими проблемами
Искусственный интеллект становится частью различных сфер и особенно медиаиндустрии. ИИ можно использовать по-разному: от создания контента до его распространения. Медиаорганизации создают инструменты для журналистов и издателей. Например, глобальная сеть редакций и фактчекеров сможет проверять факты с помощью автоматизированных инструментов, которые разрабатывает британская некоммерческая организация Full Fact.
Хотя есть много новых возможностей и способов изменить процессы в СМИ, издателям нужно помнить о вопросах в области этики и регулирования. «Несмотря на все его захватывающие возможности, будущее ИИ также чревато закономерными проблемами, с которыми редакции, политики и технические специалисты должны бороться, поскольку освоение этой технологии продолжается быстрыми темпами», – говорится в отчёте.
6. Участились физические нападения на журналистов в развивающихся странах. Кибератаки и преследование журналисток в онлайне – общая для всех проблема
Физические нападения остаются заметным способом подавления свободы слова. Существует большой разрыв между развитыми и развивающимися странами. У последних слабее государственные институты и ниже уровень расследования преступлений против журналистов. Таким образом, более 80% нападений на журналистов, в том числе убийств, по всему миру остаются нераскрытыми.
Из-за войны России против Украины увеличилось количество физических нападений на журналистов и их убийств в 2022 году. В прошлом году по меньшей мере 15 журналистов были убиты. Среди них – украинские журналисты, такие как Макс Левин, которого, вероятно, казнили российские солдаты, и иностранные репортёры, в том числе ирландский фотокорреспондент Fox News Пьер Закшевский, убитый в марте 2022-го.
В развитых странах свобода СМИ меньше страдает от физического преследования журналистов и угроз со стороны правительства. Но кибератаки представляют огромную опасность. «Шесть из десяти (60%) респондентов указали, что их работодатель подвергался кибератакам». Гендерный харассмент в отношении журналисток в интернете – проблема во всех регионах.
Перевод и адаптация текста – Рина Виж.