Выживут только любопытные. Как учат журналистов в Финляндии?

Анне Леппаярве – о нетворческих экзаменах и о том, почему нам всем нужно меньше текстов

Финляндия начала реформировать систему образования ещё в 70-е годы, постепенно внедряя революционные подходы: отказ от стандартных тестов, минимум домашнего задания, широкие возможности для учителей и дружелюбная, спокойная атмосфера в классах. Скептики говорили, что страна преуспеет в формировании счастливых людей, но к профессионализму это отношения не имеет. Они оказались не правы. В 2018 году Международная программа оценки учащихся PISA поставила Финляндию на 7 место, сегодня она вторая сверху в Рейтинге образования по странам. А исследование Global Competitive Всемирного экономического форума показало – финское образование самое развитое в мире.

Анне Леппаярве. Фото – из архива Анне

Какие новации используются в обучении журналистов? Об этом «Соль» поговорила с директором факультета журналистики Университета прикладных наук Хаага-Хелия Анне Леппаярве.

Экзамены. Как история могла бы развиваться дальше?

В этом году конкурс на журфак в университете Хаага-Хелия был сумасшедшим: из 800 претендентов отобрали всего 40. Экзамены шли в несколько этапов, но самый серьёзный отсев произошёл на первом – после него осталось лишь 140 человек. И уже тут выпускников постсоветских вузов ждёт сюрприз: основной экзамен для будущих журналистов Финляндии не творческий.

Первое и главное, что стремится выяснить приёмная комиссия, – понимает ли абитуриент суть профессии – роль журналистики в демократическом обществе. Поэтому задают вопросы об основах права, политики и экономики, о том, как функционирует демократическая система с реальным разделением властей, соблюдением прав и честной конкуренцией.

А журналистское мастерство или то, что у нас называют творческим экзаменом – лишь один из следующих шагов. «Мы пытаемся подчеркнуть, что журналистика в первую очередь связана с обществом, а не письмом или фотографией. Тех, у кого есть потенциал владения языком, мы легко научим, – говорит Анне Леппаярве, – но если человек не интересуются своей страной, я бы даже сказала, если нет страсти понимать общество и работать для него, то, возможно, журналистика – просто не его занятие. Ведь в медиаиндустрии в целом есть и другие сферы».

Пресса в Финляндии свободная (особенно если с нашими краями сравнить), но будущему журналисту важно полностью понимать степень своей свободы и использовать её. Ведь базовое право человека – доступ к информации. А миссия журналиста – помочь это право реализовать.

Ещё одна задача абитуриента – проанализировать готовый материал из медиа и определить, журналистика это или нет. А если да, то какое влияние она оказывает на общество. Проверяющие наблюдают, как претенденты пишут, размышляют, соединяют свои знания об устройстве общества и журналистское мастерство. «[Работая с темой] всегда можно узнать больше, – говорит Анне Леппаярве. – Поэтому мы часто спрашиваем, чего не хватает в тексте, какие ещё вопросы абитуриент задал бы герою, как эта история могла развиваться дальше».

Потом студентов, конечно, научат работать и с вопросами, и с контекстом, и с проверкой фактов, но уже на первом этапе отбора важно дать шанс самым любопытным.

Возможно, есть вопросы, которые они и не хотели бы задавать, но ведь журналистика существует не для них самих, а для аудитории, для людей. И поэтому следующий ключевой момент – понимание демографии. Важно не только знать о политической системе в теории, но и представлять, какие общественные группы есть в стране. Через 10 лет в Финляндии будет жить около миллиона человек, которые не родились там, замечает Анне Леппаярве. Но понимают ли это журналисты и будут ли они работать с историями этих людей?

Наконец, нужно уметь подняться с локального уровня на глобальный, увидеть связи между странами, международный контекст и суметь объяснить, какую роль в этом глобальном масштабе играет Финляндия. Без big picture невозможно понять, что такое новости.

Учёба. «Мы разрешаем им публиковать всё»

В Финляндии к поступлению на журфак можно готовиться ещё со старшей школы. Обязательное образование длится здесь 12 лет. Из них 9 – общая база, а потом два варианта: профессиональный профиль или гимназия, которая не учит конкретной специальности, но становится ступенькой для поступления в университет. Так вот, уже в гимназии можно пройти базовый курс по журналистике.

Студенты-журналисты в Финляндии тратят 3-4 года на степень бакалавра и, если хотят продолжить обучение, ещё 1-2 года – на магистра. Учиться можно с разной скоростью. Самый быстрый вариант обеспечивает обе степени всего за 4 года. Впрочем, поступить в магистратуру молодые люди могут и позже, уже поработав в медиа. Высшее образование, как и базовое, бесплатно для граждан Финляндии. 

Когда абитуриенты поступают, им не нужно выбирать, чем они хотят заниматься: писать тексты, работать с видео или быть ведущими. Их учат всему, что нужно современному ньюсруму: работе с данными, фактчекингу, письму, аудио- и видеоформатам, основам искусственного интеллекта, управлению творческой командой, то есть продюсерству, умению выступать публично и даже быть супервайзером, то есть боссом. Считается, что у медиапрофессионала должна быть вся палитра инструментов, чтобы «выражать себя», хоть полным списком в будущем можно и не пользоваться. Кроме того, все студенты изучают основы политологии и экономики. Другие общеобразовательные предметы не обязательны.

Университет предлагает и продвинутые курсы: кибербезопасность, основы программирования, финансовая журналистика, социальные сети как инструмент для медиа, основы политики для новостной журналистики, расследования, экспериментальные методы создания нарративов и многие другие интригующие предметы.

На журфаке Хаага-Хелия есть свои учебные медиа, чтобы создать студентам безопасную среду для «тренировочных полётов». «Мы разрешаем им публиковать всё, – говорит Анне Леппаярве. – Потому что когда начинаешь работать, важно, чтобы тебе доверяли. Так они чувствуют ответственность и начинают относиться к делу серьёзно».

Правда, есть одна проблема. Когда студенты попадают на стажировки в медиа, то пишут там по 8 текстов в день и быстро начинают понимать, что никогда не применят всё богатство своих знаний. Просто не будет времени и сил. Ведь подготовка материалов – бесконечная гонка. «[Современные редакции производят] слишком много текстов, которые, возможно, никто особо не читает. Но так быть не должно, – говорит Анне Леппаярве. – Нам нужно меньше текстов, но больше глубоких историй. Только так журналистика сохранится как профессия».

Финская журналистика, как и мировая, переживает кризис читательского внимания. По данным июньского исследования Reuters Institute, количество людей, которые избегают новостей, катастрофически растёт, а редакции теряют доверие аудитории. Двадцать лет назад казалось, что новости нужны всем и не знать их попросту нельзя. Сегодня не читать СМИ – позиция и осознанный выбор третьей части аудитории мирового рынка медиа. 

На вопрос о примере журналистики, которая возвращает уважение читателей, Анне Леппаярве вспоминает расследование о сети непальских ресторанов. Оказалось, что очень популярные среди финнов заведения создали трудовую систему, близкую к рабской – с поварами-мигрантами, 16-часовым рабочим днём, ничтожными зарплатами и шантажом. После выхода расследования рестораны были закрыты.

«Каждый раз, когда удаётся показать чьё-то “плохое поведение”, мы делаем мир лучше, – говорит эксперт. – но журналистика больше, чем репортаж. Она не только о случившемся час назад или вчера. Она о постоянном наблюдении за тем, какие процессы идут в вашей стране».

Новации. «Демократическая» комната в редакции

Конечно, топовое направление, которое занимает студентов, – это искусственный интеллект. Показательно, что он появился в программе финских журфаков, едва ворвавшись в редакции по всему миру. Пожалуй, это лучший ответ на вопрос о том, что помогает стране преодолеть традиционное отставание образования от нужд рынка труда как минимум на одно поколение.

В университете Хаага-Хелия есть курс, который объясняет, что такое искусственный интеллект и как он используется в разных сферах. Ключевое ожидание от ИИ – снять с журналистов механическую работу, оставив больше времени на интеллектуальную и творческую.

«Мы должны учиться у других отраслей, – говорит Анне Леппаярве, – и тому, как они используют искусственный интеллект и тому, какими инструментами достигают аудиторий. Знаете, самая инновационная вещь сегодня – это понимание, что журналисты больше не хранители знания. Теперь они стали хранителями идеи инклюзивности». (В русском языке этим понятием часто описывают интеграцию людей с инвалидностью в общественную жизнь, однако Анне употребляет его в другом смысле – как включение всех групп в жизнь общества через доступ к информации – прим. «Соли») Как научиться слышать и понимать разные аудитории? Какая журналистика им нужна и как добиться их внимания? Эти вопросы ключевые.

Поэтому другая после искусственного интеллекта важная сфера – социальные сети. Анне Леппаярве рассказывает, что превращение цифровых платформ в журналистский инструмент – тема её диссертации. Она приводит в пример проект молодых финских журналистов Remedy, который сразу запустился в соцсетях без традиционной базы в виде сайта или газеты. Один из их новаторских проектов – «демократическая комната редакции» – это группа в соцсети, где читатели сами могут взять интервью у спикера или написать свою историю.

Будущее. Топ журналистских компетенций

Первое – это, конечно, владение инструментами для обработки big data и быстрого поиска информации в них, говорит Анне Леппаярве.

Второе – понимание контекста и умение видеть общую картину. Связь процессов в собственной стране и между государствами.

Третье – представление о том, как работает человеческое сознание. Мы должны понимать, почему люди верят в конспирологию и фейки, и как наша собственная предвзятость влияет на то, что мы пишем.

Четвёртое. Надо всё-таки быть творческими! Уметь делать заманчивые для читателей вещи и всегда подходить к работе с форматом или цифровой платформой новаторски.

А пятое – это гордость за свою профессию. И умение объяснить её ценность, не ожидая, что все в курсе дела по умолчанию.

Беседовала Елена Верещагина.

Актуальное

Лучшее на Соли