Анна Воробей

Что такое метавселенная и зачем она нужна?

Новый способ рассказать историю и увлечь молодое поколение – возможности Web3 для журналистов и медиа

В 2022-м крупные компании и мировые медиа инвестировали миллионы в развитие проектов в метавселенной, но запуск ChatGPT и последующее за этим стремительное развитие генеративного ИИ сместили фокус внимания с казалось бы перспективного технологического направления.

Теперь эксперты прогнозируют возрождение интереса к киберпространству в 2024 году и новую волну в его развитии. Вместе с искусственным интеллектом пользовательский опыт внутри виртуального мира можно сделать ещё более иммерсивным, а значит, создающим эффект присутствия.

Вспоминаем, как мировые издания исследовали метавселенную и какие возможности предлагает Web3 журналистам и медиа.

Изоюражение – Alex Shuper (Unsplash.com)

Напоминалка: что за метавселенная и что там происходит?

Определение метавселенной довольно зыбкое и меняется в зависимости от того, кто и как в ней активничает. По сути это концепция общего виртуального мира, в котором люди могут общаться, работать, проводить время с друзьями, читать и смотреть новости, делать покупки и заниматься другими повседневными вещами. Это альтернативная реальность, в которую можно попасть с помощью VR-очков.

VR – пользователь полностью погружён в виртуальную реальность и взаимодействует с ней с помощью джойстиков.

AR – это совмещение физического и виртуального мира.  Пользователи видят реальный мир с цифровыми элементами с помощью смартфонов или очков дополненной реальности.

XR — это общий термин для всех технологий расширения реальности.

«Термин не относится к какому-то конкретному типу технологий, а скорее к тому, как мы с ними взаимодействуем», – пишет WIRED. – «Технологии, на которые компании ссылаются, когда говорят о метавселенной, могут включать в себя виртуальную реальность с кибермирами, которые продолжают существовать, даже когда вы не находитесь в них, а также дополненную реальность, сочетающую в себе аспекты цифровых и физических миров».

В 2021 году Марк Цукерберг выступил с речью, в которой объявил о крупных инвестициях в метавселенную. С того момента, пишет Nasdaq, Meta вложила в эту идею около $61 миллиардов. Причём многие из этих денег не «отбились», но компанию это не остановило. Наряду с другими технологическими гигантами вроде  Microsoft и Epic Games бывший Facebook продолжает вкладывать средства в развитие общего киберпространства. И генеративный ИИ в этом плане  – совсем не препятствие, а возможность сделать пользовательский опыт более насыщенным.

«Метавселенная – это место, которое приглашает нас выйти за пределы мирской борьбы в царство, где границы творчества и возможностей растворяются, и мы – даже на мгновение – освобождаемся от ограничений нашей осязаемой реальности», – пишет VICE media group о новом виртуальном мире.

Сегодня метавселенная в основном ассоциируется с играми, это наиболее развитое направление в так называемом Web3 – новом поколении интернета на основе блокчейна, который характеризуется децентрализацией и токенизированной экономикой..

Но медиаэксперты видят в киберпространстве новые возможности для журналистов доставлять информацию, формировать сообщество, коммуницировать с аудиторией и привлекать новую.

Зачем журналистам и медиа метавселенная?

Новый способ рассказывать истории

Ещё до популяризации концепции метавселенной многие мировые издания уже экспериментировали с виртуальным миром. В 2016 The Guardian запустил проект «6×9»: с помощью VR-приложения и 360-градусного видео на YouTube пользователи могли посетить типичную для Штатов одиночную камеру. В описании проекта говорилось: «Каково проводить 23 часа в сутки в камере размером 6х9 футов в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет? “6×9” – это первый опыт Guardian в виртуальной реальности, который помещает вас в одиночную тюремную камеру США и рассказывает историю психологического ущерба, который может возникнуть в результате изоляции».

Скриншот из трейлера проекта The Guardian 6х9

В том же году The New Times запустил своё VR-приложение и анонсировала фильм «Переселенцы» о детях, которые лишились дома из-за военных конфликтов. 10-минутная лента снята в формате 360°, в ней кадры из реальной и виртуальной реальности. После выпуски короткометражки в VR-приложении, оно стало самым скачиваемой мобильной программой NYT.

«Мы доказали, что виртуальная реальность – одна из самых увлекательных форм сторителлинга», — сказал тогда Энди Райт, старший вице-президент по рекламе и издатель The New York Times.

Скриншот из фильма The Displaced (Переселенцы – прим.) The New York Times

Спустя годы мировые медиа по-прежнему используют VR как способ рассказать истории по-новому. В 2022 Al Jazeera выпустила проект «300 метров» о сирийском мальчике, который живёт в палатке. С помощью очков виртуальной реальности аудитории предложили исследовать убежище, в котором ребёнок жил семь лет.

«Каково это жить в одной и той же палатке семь лет? Поскольку война в Сирии идет уже 11-й год, письменных или иллюстрированных материалов уже недостаточно для ее освещения, – говорилось в описании проекта. – «Мы поняли, что нам нужно перенести аудиторию в эту палатку, чтобы они поняли, что каждая из них разная как и истории людей в зонах конфликтов. С помощью очков в виртуальной реальности они могут посмотреть репортаж на 360°».

Дети играют в лагере беженцев на севере Сирии — кадры сняты с использованием технологии виртуальной реальности (источник – Frontline in Focus)

NFT-токены: благотворительность и способ заработать 

После начала полномасштабного вторжения России в Украину к метавселенной присоединился украинский Vogue. Журнал заключил партнерство с NFT-площадкой Dematerialized. Там издание продемонстрировало работы трёх украинских дизайнеров. Правда, сперва бренды вышли на показ на парижской неделе моды, а уже потом некоторые дизайны были переведены в NFT и выставлены на продажу.

«Это наша первая попытка в метавселенной, и мы намерены там обосноваться. Помогать украинской индустрии моды выжить в эти трудные времена — часть миссии Vogue UA», – сказал главный редактор Филипп Власов.

NFT-токен украинского бренда одежды Gudu. Фото – Vogue.com

Ещё раньше с NFT начал экспериментировать Forbes. В 2021 году журнал вместе с известным цифровым художником Йоши Содеоко трансформировал обложку последнего на тот момент выпуска в NFT-токен. На заглавную страницу тогда попали известные американские криптоинвесторы и биткоин-миллионеры Кэмерон и Тайлер Уинклвосс.

«Нам нравится говорить, что наши репортажи о мировых миллиардерах и предпринимателях нового поколения – это самая ценная недвижимость в СМИ, поскольку они в режиме реального времени освещают людей, которые формируют наш мир», – сказал тогда директор по контенту Forbes Рэндалл Лейн. – «Мы наблюдаем за быстрым ростом криптовалюты, фиксируем уникальный момент времени и сами играем свою роль. Превращая нашу обложку в NFT, мы демонстрируем, что журналистика столь же незыблема, как единственное в своем роде произведение искусства».

А уже следующей весной, в 2023 году, журнал запустил собственную NFT-коллекцию виртуальных миллиардеров. В середине апреля в продажу поступили 100 токенов.

Токен – это цифровой актив, своеобразный заменитель ценных бумаг в виртуальном мире. Выпускается и управляется на основе технологии блокчейн. Токены могут выполнять разные функции, в том числе использоваться как цифровая валюта для покупки товаров и услуг или даже представляю право собственности на реальные или цифровые активы.

Forbes Virtual NFT Collection – FORBES

«Запуск этой коллекции – важный шаг. Forbes интересуется Web3 и цифровыми активами, мы также хотим давать возможность нашей аудитории получать опыт в этом пространстве», — сказал Вадим Супицкий, технический директор Forbes. «Запуская эти интерактивные токены, мы укрепляем свое место в метавселенной».

Американский Time продает свои культовые обложки как NFT с сентября 2021 года. Как пишет MediaConnect, за три таких токена издание заработало 276 ETH (сегодня это более миллиона долларов). А The New York Times выручила от продажи NFT-обложек около $560 тысяч в 2022 году.

Взаимодействие с аудиторией 

Forbes – одно из самых активных медиа в метавселенной. В марте 2022 года издание попробовало освоить её уже с другой стороны – и организовало в виртуальном пространстве Web3-саммит, посвящённый NFT, криптовалюте и metaverse. В дискуссии участвовали бизнесмены крупных компаний.

Французский телеканал France Télévisions пошёл ещё дальше. В 2022 году медиа запустило версию спортивного шоу Stade 2 на виртуальной платформе Meta. Студия программы расположилась на фоне зимнего пейзажа. И её могли навестить зрители – естественно, в образе аватаров. При этом канал даже позаботился о развлечениях для аудитории: виртуальные персонажи могли покататься на лыжах, посоревноваться в биатлоне и бобслее.

Несколько месяцев спустя телеканал запустил ещё один проект во время популярного французского теннисного турнира Roland-Garros, тогда к соревнованию в виртуальном пространстве присоединились около 1200 человек.

Спустя год исследовать эту область метавселенной решил сингапурский Vogue. Журнал стал партнёром первой Недели моды в метавселенной в 2023 году. В майском показе поучаствовали люксовые бренды вроде Dolce & Gabbana, Tommy Hilfiger, Adidas и других. Внутри метавселенной была создана площадка для голосования за лучший дизайн, а по итогам оценок Vogue объявил тройку победителей.

Изоюражение – vogue.sg

Привлечение новой аудитории

На пике популярности метавселенной, в 2022 году, медиагруппа VICE выпустила исследование о новом поколении интернета. Авторы работы опросили представителей поколения Z – и выяснили: люди, рождённые после 1997 года предпочитают проводить время с друзьями в виртуальном мире. Самыми популярными способами развлечься стали игры, социальные сети и только потом – личные встречи. При этом гейминг занимает у зумеров в два раза больше времени, чем прогулки или походы в гости.

Авторы исследования подчёркивают, что метавселенная для поколения Z – не способ избежать реальности, а расширение её границ. Среди вещей, которые зумеры хотят попробовать в киберпространстве оказались активности вроде зарабатывания денег, изучения других культур, образования и приобретения вещей.

«Для них это не чужая или футуристическая концепция – это их реальность. Через виртуальные мероприятия, AR, игры и другие захватывающие впечатления, метавселенная влияет на то, как поколение Z думает, действует, общается и тратит деньги каждый день», – написали авторы исследования.

Читайте больше о медиатрендах будущего, в том числе связанных с дополненной реальностью.

Актуальное

Лучшее на Соли