Александар Манасиев

Визуал – это не краска для фасада, а строительные блоки журналистских историй

Визуальный сторителлинг стал новой философией в подаче темы

Александар Манасиев, медиа-тренер из Северной Македонии, разбирает новый тренд в журналистике — визуальный сторителлинг — и на примерах показывает, как с его помощью реально преобразить любой материал.

Оригинальный полный текст проекта Journalift можно прочесть здесь. Мы перевели его с разрешения редакции. 

Изображение сгенерировано сервисом Midjourney.

Вы видели ролик, смонтированный из первых полос каждого печатного выпуска The New York Times с 1852 года до наших дней? На протяжении 55 секунд в кадре появляются страницы, на которых в основном преобладает текст.

Впрочем, чем ближе сюжет подходит к финалу, тем чаще в заглавных материалах проскакивают небольшие черно-белые фотографии. Тогда как финальная часть ролика – период, когда телевидение стало подавлять прессу – вовсе превращаются в слайд-шоу. Ведь The New York Times всё активнее жертвует текстом в пользу масштабных цветных фотографий. В итоге изображения становятся доминирующим элементом главной страницы СМИ.

Очевидно: появление ТВ лишило привлекательности печатную прессу в её изначальном виде. Чтобы зацепить аудиторию, газетам и журналам пришлось украшать обложки ярким визуалом. Иначе до историй внутри люди просто не добирались. Кто-то возразит: хорошие темы всегда способствуют росту продаж. Однако стоит материал грамотно разбавить фотографиями, как спрос на номер — вместе с прибылью — подскочит в несколько раз.

С появлением мобильных телефонов и социальных сетей требовательность к визуалу у пользователей возросла. Потребители контента хотят видеть больше качественных снимков, роликов высокого разрешения, инфографики, карт… В результате, скорость, с которой аудитория ищет нужную информацию и потребляет её, а также снижение концентрации внимания делают визуальную «упаковку» ключевым фактором в привлечения внимания к материалу. А значит, и его успеха у публики.

Что такое визуальный сторителлинг?

Если вы думаете, что достаточно придумать яркую деталь в оформлении текста или сделать броским лишь превью к сюжету, спешим огорчить. Всё куда масштабнее и сложнее.

Визуальный сторителлинг — это способ чередовать и переплетать дополнительные элементы повествования (видео, фотография, карты, графика и так далее), чтобы поймать аудиторию «на крючок», а затем раскрыть ей тему с разных сторон.

Например, ненавязчиво добавляя информационные пласты или объясняя детали максимально доступным языком.

Всё уже рассказано до нас? Ничего подобного!

Наверняка на обсуждениях в ньюсрумах или на редакторских планёрках вы не раз слышали посылы «тема уже отыграна» или «неактуально, конкуренты об этом писали». Визуальный сторителлинг доказывает, что эта максима слегка устарела. Неважно, кто первым рассказал историю. Но важно, как он это сделал.

Приведем реальный пример. Перед началом «ковидной» пандемии издания по всей планете публиковали тексты о том, как Китай следит за своими гражданами при помощи миллионов камер, разбросанных по стране. А теперь оцените, как этот сюжет «раскачали» три СМИ на противоположных концах земного шара, используя визуал:

Американский журнал The Atlantic выдал статью «Паноптикум уже здесь». Помимо непосредственно текста её самый сильный элемент — графика, которая предшествует повествованию. «Всемогущее око», что следит за всем вокруг, идеально сочетается с броским заголовком. Однако в дальнейшем визуал развития не получает, поскольку СМИ ставит на суть истории и экспертизу при её презентации. (Кликните на материал, там глаз шевелится и моргает – Соль.)

Скриншот из материала «Панптикум уже здесь» (The Atlantic)

От обратного строит работу «South China Morning Post». Материал под названием «Большой брат следит за тобой: 100 самых охраняемых городов мира» вообще отказывается от текста как от несущей конструкции. За наполнение отвечают инфографика, а также видео — два сюжета вплетены в полотно повествования. Каждый элемент вроде как существует автономно. Но при сведении их в цельное полотно, получаешь самую полную картину происходящего — будто из кусочков паззла собираешь мозаику. И в данном случае визуал — это ключевой «драйвер» истории.

Скриншот из материала «Большой брат следит за тобой: 100 самых охраняемых городов мира» («South China Morning Post»)

Особый подход — у австралийской радиовещательной компании, которая озаглавила работу «Никаких потаённых уголков». Здесь визуальный сторителлинг опирается на видео. Повествование ведётся от имени современной китайской девушки, которая работает в маркетинге. Она, как и любой среднестатистический житель страны, находится под наблюдением 24 часа в сутки — когда идёт на работу, прогуливается по улочкам, закупается в магазинах, обращается за помощью в госпиталь… Все рассказы поданы короткими роликами, которые не только отражают реальность, но и создают эффект присутствия. Текст же добавляется вкраплениями для того, чтобы усилить ту или иную эмоцию.

Скриншот из материала «Никаких потаённых уголков» (ABC)

Как видим, одна и та же история излагается разными способами. В потенциале австралийский вариант видится наиболее «долгоиграющим» и продуктивным, поскольку фокусу на цифрах предпочитает личный опыт человека с места событий — ещё и с видеодоказательствами.

Визуал продлевает историям жизнь

Многие журналисты, которые не вовлечены в ежедневную «полевую» работу, тратят недели, а порой месяцы на большие аналитические материалы. Чаще всего это анализ глобальных проблем, громкие расследования, вскрытие коррупционных механизмов. К сожалению, кликабельность таких материалов то и дело расстраивает создателей, поскольку охваты оказываются скромными, а интерес к публикации угасает через пару дней.

Согласимся: журналистское расследование, проведенное качественно, свою дорожку к аудитории проторит. Однако сегодня визуальная презентация истории — то есть оформление, структурирование, продвижение — столь же важна, как и исследовательская часть.

И речь здесь не столько о создании привлекательной картинки, сколько о философии в подаче темы. Ведь помещение парочки рандомных фото в текст, скрина карты либо видео с интервью — лишь косметическая правка материала, а не его переосмысление.

Чтобы усиливать нарратив, добавлять ему глубины, визуальный сторителлинг требует комбинировать различные элементы. И не рандомно, а выдерживая общую структуру повествования. Другими словами, начиная работу над проектом (а лучше — до начала исследования), журналисту не плохо бы составить план, какие визуальные инструменты он использует, как они будут стыковаться с «соседями» и какой цели помогут достичь.

Чем это поможет? Например, вы избежите повторений. Заранее вшитая в рассказ инфографика (как из истории с китайскими камерами) избавит статью от пары тяжеловесных абзацев с данными и цифрами. Такой же эффект произведёт умно встроенный в материале видеоряд либо фотогалерея.

В качестве примера разберём материал проекта «Pointer», который создал лонгрид на основе письма, что наверняка получал каждый из нас, но оставлял без ответа. В работе «История кражи личных данных» журналисты из Нидерландов раскрывали тему линейно, отказавшись от более привычного метода «перевёрнутой пирамиды». То бишь потребителю требовалось прочитать материал целиком, поскольку расследование стартовало от момента получения электронного письма до развязки расследования. Однако ещё более эффектным выглядит оформление материала.

Скриншот из материала «История кражи личных данных» («Pointer»)

В работе голландцев каждый визуальный элемент живёт самостоятельной жизнью — и через интерактив вовлекает пользователя в мир истории. Так, можно прочитать электронное письмо, будто вы сами находились в момент его получения в ньюсруме. Нажав на иконку телефона, реально прослушать тот самый телефонный разговор, который инициировали журналисты для раскрутки повествования. Доступны для изучения профили в социальных сетях и многие иные визуальные элементы, которые превращают текст в настоящий квест, а не просто набор абзацев для ознакомления.

Скриншот из материала «История кражи личных данных» («Pointer»)

Вместо заключения сравним написание текста с постройкой здания. В таком случае визуальный сторителлинг — это не краска, которая наносится на фасад, а важные структурные элементы дома: двери, комнаты, окна, террасы… Если использовать их с умом, тщательно подобрав форму/материал/цвет, то даже стандартное строение станет произведением искусства.

Перевод и адаптация текста – Сергей Скичко.

Актуальное

Лучшее на Соли