София Падалко

«Вовремя и интригующе» Vogue Polska сгенерировал обложку с помощью искусственного интеллекта

Новое слово в журналистике или опасный эксперимент?

Минувший год вошёл в историю СМИ как эпоха прорыва: генеративный искусственный интеллект проник во все сферы производства и продвижения медиаконтента. Наглядный пример революционных изменений – крупнейшие польские издания. Национальная ежедневная газета Gazeta Wyborcza обманула читателей, опубликовав статью за авторством ИИ. Силезская региональная радиостанция Piekary впервые в стране выпустила в эфир программу, голосом которой стал виртуальный радиоведущий. Один из самых известных местных журналистов Ярослав Кузьняр, использует ИИ для ремастеринга своего голоса в коротком подкасте «Украина вкратце»…

Но как отреагирует публика, если мощный исторический бренд заменит моделей и фотографов на ИИ? Причём не просто, чтобы разнообразить содержание, а ради создания главного элемента продаж! Авторы портала The Fix поговорили с командой Vogue Polska, которая доверила производство обложки и заглавной статьи июльско-августовского номера искусственному интеллекту. С разрешения портала, где впервые был размещён материал, мы публикуем его перевод. А вы можете подписаться на еженедельную рассылку the Fix на английском языке, чтобы следить за возможностями европейского медиарынка.

Изображение, сгенерированное ИИ. Источник – Vogue.pl

Обложка – Midjourney, соавторство – ChatGPT

Самую броскую полосу номера Vogue Polska за июль-август украсили три поразительно похожие модели. Их позы, расположение и пастельная офисная обстановка вызвали сравнение с актрисой Лорен Бэколл в молодости. В процессе производства обложки художник Никола Бергамаски создал 15 изображений, в основном используя Stable Diffusion на Automatic1111 webUI и Midjourney.

Непосредственно же идею для арта сгенерировал ChatGPT, к которому поляки обратились за помощью в разработке концепта фотосессии. Ключевым в обращении к ИИ стало слово «вирусный», поскольку оно отражало тематическую суть номера. ChatGPT предложил идеи, уже прошедшие «обкатку» в Vogue Singapore и Vogue Italia зимой и весной 2023 года. Однако команде они показались избитыми. Поэтому фокус внимания сместился в сторону игры с кинематографом – мирами Кубрика, Аллена, Пазолини и Феллини.

Vogue Polska стремился сохранить художественный подход к оформлению проекта, поэтому позвал на помощь Бергамаски. «Никола создает уникальный визуал, а не типичные образы AI», – отмечает Шимон Мачниковски, директор по маркетингу и PR Vogue Poland.

Али Тот и Анико Вираг – редакторы по моде Vogue Polska – выбрали сцены из понравившихся команде фильмов, выставили силуэты на подиуме и отсняли эти фигуры на белом фоне в варшавской студии. Дальше в работу включился Бергамаски с искусственным интеллектом – и уже на стадии тестов с Midjourney (использование описательных подсказок, абстрактных команд) добился поразительных результатов.

Правда, хватало и трудностей. ИИ плохо справлялся с нюансами отображения черт лица или частей тела. На некоторых снимках у моделей оставалась лишь одна нога либо появлялась вторая голова. Ограничения, заложенные в компьютерные программы, требовали обучения ИИ, чтобы смягчить контраст между студийными и «придуманными» изображениями.

Команда Vogue в основном использовала функцию «смешивания» от Midjourney. Она позволяла автору загружать пять изображений – и трансформировать их в четыре графические версии, определяя пропорции и соединения. Формирование чётких подсказок для ИИ вызвало немало сложностей: тем, кто обладает визуальным мышлением, довелось полностью перестраиваться и «выходить из плоскости». Важно подчеркнуть: команда избегала таких инструментов, как Photoshop, чтобы дождаться оптимальных результатов именно в работе с ИИ.

Несмотря на усилия, Midjourney иногда не удавалось распознать объекты. Например, о модных вещах, использованных в фотосессии, читатели узнавали лишь из развернутых описаний к каждому снимку. Решение выглядело смелым, поскольку бросало вызов нормам глянцевых журналов. Подпись к изображениям всегда лаконична. Важно указать лишь бренд и его продукцию – остальное покупатели увидят сами. Так сказать, «полюбят продукт глазами». Это то, чем модные издания зарабатывают на жизнь. Но в нашем случае требовалось идти на риск: соблюдать канон, придумывая новые правила игры», – подчеркнул тот в интервью Камиле Вагнер, редактору отдела моды Vogue Polska, которая и взяла на себя ответственность за революционную обложку.

Для улучшения качества изображений команда использовала Gigapixel AI от Topaz Labs, а для выделения, маскировки и заполнения частей графики другими сгенерированными изображениями пускала в ход Stable Diffusion от Stability AI. Эти инструменты были необходимы, ведь ИИ, обученный на низкокачественных интернет-изображениях, столкнулся с ограничениями в создании больших и детализированных картинок.

Изображение, сгенерированное ИИ. Источник – Vogue.pl

Закулисье творческого процесса отразилось в «гвозде» номера – статье Камилы Вагнер, которую она создала совместно с GPT-3.5, бесплатной версией ChatGPT. Хотя некоторые сгенерированные фрагменты вошли в окончательную версию колонки, большая часть текста редактор написала сама. Технология принесла пользу при создании краткого описания материала, анализа логических структур в тексте и проведения базовых исследований.

Однако ChatGPT не справился с организацией фрагментов текста, выявлением недостающей информации, провалил актуализацию данных и показал пробелы в знаниях о главных героях и модных коллекциях. Машине также не удалось подражать стилю Вагнер, хотя редактор «кормила» её образцами своих работ.

Возможно, результаты были бы иными, используй Камила GPT-4 – последнюю, платную версия LLM, на которой работает ChatGPT. Эта модель способна анализировать не только текст, но и изображения. Она менее восприимчива к неверно сформулированным подсказкам, обладает более развитыми вычислительными способностями и проводит широкие исследования в интернете, а не полагается только на исторические данные.

Впрочем, Вагнер регулярно использует GPT для транскрипции аудио, перевода и поиска изображений или простых фраз. ИИ помогает женщине составлять электронные письма на разных языках, создавать вопросы для анкет, заголовки и описания подкастов. Генераторы изображений помогают придумывать идеи для фотосессий.

После выхода летнего номера Vogue Polska издательство не прекратило эксперименты с искусственным интеллектом. Отчёт «Beyond Boundaries: Diversity & AI in Fashion», опубликованный совместно с Boston Consulting Group, обзавёлся иллюстрациями, которые художник Конрад Маржек создал с помощью Midjourney. «На этот раз ИИ полностью сгенерировал изображения. Мы не использовали реальные модели из-за техники Маржека. Кроме того, на подход повлияла философия редакции: разнообразие и инклюзивность также должны быть частью изображений, которые поступают непосредственно от движков искусственного интеллекта», – подчеркнули в департаменте маркетинга и PR Vogue Polska.

Общественная реакция и опасения

Читатели Vogue Polska (подписчики и пользователи социальных сетей) положительно оценили эксперимент: большинству понравился как визуал, так и концепт снимка. Обложка стала 8-й по популярности в Instagram издания за весь год, что является хорошим результатом. Ведь большинство из 11 выпусков Vogue Polska имели в 2023-м по две-три обложки.

При работе с ИИ этические соображения имели для редакции первостепенное значение. Прежде всего, команда проинформировала читателей об «искусственном» происхождении картинки. Кроме того, рабочий процесс выстраивался сообразно политике учёта культурных особенностей. «Никакого вмешательства в частную жизнь, никакого вреда, полная прозрачность и объяснимость всех процессов, их осознанный контроль на всех этапах производства контента. Это обязательства перед чувствительными людьми, которые мы соблюдаем во что бы то ни стало», – подчеркнули в Vogue Polska.

Слева – реальное фото, справа – изображение, сгенерированное на его базе с помощью ИИ. Источник – Vogue.pl

Упреждая возможные юридические вопросы, журнал позаботился о том, чтобы изображения, созданные ИИ, не нарушали прав на интеллектуальную собственность. Когда компьютер использует существующие картинки в качестве «материала» для обучения, важно заранее обзавестись правами на их использование. Кроме того, от людей требуется добро на обработку персональных данных, если на фото попадают лица. Чтобы избавиться от многочисленных согласований, команда решила использовать несуществующих моделей. И это притом, что Польша не имеет нормативных актов по ИИ. Как и другие страны Евросоюза, она ожидает принятия окончательной версии закона об искусственном интеллекте, который ещё не утвержден официально – и вряд ли вступит в силу как минимум до 2025 года.

Александра Пшегалиньска, проректор Козьминского университета, оценила использование ИИ для съемки обложки Vogue Polska как своевременное и интригующее. Она восхищена его потенциалом в творческих процессах и позитивными последствиями для общества. «Это возможность привлечь внимание людей, заставить их думать и спорить о подлинности в искусстве и дизайне. Польская аудитория, хотя и становится всё более технологически подкованной, ещё испытывает волнение и сомнения по поводу искусственного интеллекта. Vogue Polska вовлёк публику в разговор о развивающихся отношениях между искусственным интеллектом и творчеством», – отмечает профессор.

Что до развития ИИ в польской медиаиндустрии, эксперт предрекает внедрение технологий в аналитику и автоматическую генерацию контента. «Думаю, мы также увидим больше партнерств между СМИ и IT-компаниями. Учитывая, что в Европе большое внимание уделяется конфиденциальности и защите данных (например, GDPR), у медиа наверняка возникнет спрос на технологии подобного толка», – считает Пшегалиньска.

По её словам, западные модели ИИ не всегда применимы к польскому контексту. Тогда как компьютерные инструменты должны быть чувствительны к местным культурным, языковым и общественным нюансам. «Темпы внедрения и глубина интеграции ИИ в наши медиа окажется не такой высокой, как у западных конкурентов», – добавляет профессор. Однако опыт Vogue Polska намекает: страна движется в верном направлении.

Перевод и адаптация текста – Сергей Скичко. 

Актуальное

Лучшее на Соли