Анна Воробей

«Читатели могли бы даже выгнать журналиста из редакции». Как блокчейн обещал спасти медиа и что из этого вышло

Блокчейн долгое время ассоциировался исключительно с криптовалютами. Именно благодаря биткоину, эфириуму и другим цифровым валютам технология и стала известна широкой аудитории. Хотя применять блокчейн за пределами крипторынка начали уже давно: в государственном управлении, здравоохранении, сделках по недвижимости и, в том числе, журналистике.

В 2016 году стали появляться первые блокчейн-платформы, которые обещали перевернуть журналистику с ног на голову и спасти её от плагиата, фейков и цензуры. Что из этого вышло? Рассказываем, по какому принципу работали первые блокчейн-проекты для журналистов и как они повлияли на индустрию.

Shubham Dhage, Umsplash

Что такое блокчейн?

Блокчейн — это цифровая технология, которая позволяет хранить и передавать данные в виде цепочки блоков. Каждый блок содержит информацию и связан с предыдущим блоком, образуя непрерывную цепь. Главная особенность блокчейна — его децентрализация: данные хранятся одновременно на множестве компьютеров (узлов), и любые изменения требуют согласия большинства участников сети.

Civil: «Перевернуть систему с ног на голову»

Одним из первых крупных проектов, который внедрил блокчейн в медиаиндустрию, стала американская платформа Civil. Её запустили в 2016 году. Идея заключалась в создании площадки, где журналисты могли бы публиковать свои материалы, а аудитория – поддерживать их через покупку токенов. Миссия Civil была довольно амбициозной: компания хотела решить проблемы современной журналистики – потерю доверия аудитории и зависимость от рекламы.

– Мы считаем, что бизнес-модель, основанная на рекламе, медленно убивает качественную журналистику, которая сама по себе является критически важным фундаментом свободных демократических обществ, — цитировал слова одного из основателей Civil Мэтта Кулиджа NYT.

Как работала Civil?

Пользователи могли создавать на платформе ньюсрумы и более крупные журналистские организации – станции. Ньюсрумы организовывали сами читатели, и они же могли предлагать темы, а также поддерживать токенами тексты журналистов, которые были им наиболее интересны. Идея Civil была в том, чтобы избавить авторов от зависимости от инвесторов, спонсоров и рекламы. И дать возможность обществу влиять на журналистику. На платформе аудитории также давалось право выгнать журналиста из редакции за, например, несоблюдение этики или плохую работу.

Успешные же и популярные у читателей авторы могли создавать станции. По идее аудитория охотнее инвестировала бы в подобные объединения, так как стремилась бы поощрять качественную журналистику.

– Главная причина, почему мы используем блокчейн и криптоэкономическую модель, это потенциал, что технология сможет перевернуть систему с ног на голову и создать среду, в которой журналисты действительно будут в первую очередь подотчётны читателям, а не компании или акционерам, – цитировал Мэтта Кулиджа CNBC.

Кто размещался на Civil?

Одним из первых изданий, которое начало публиковаться с помощью Civil стало альтернативное общественно-политическое медиа Popula.

– Мы запустили Popula благодаря щедрому гранту от Civil. Мы частично использовали платформу, чтобы продемонстрировать, как технология блокчейна может защитить качество и целостность того, что вы читаете, – писали редакторы Popula после запуска медиа. – 17 декабря 2018 года Popula вошла в историю, архивировав первую новостную статью в общедоступный блокчейн Ethereum. Мы также представили нашу систему крипточаевых: вы можете оставлять чаевые вашим любимым авторам.

Скриншот сайта Popula

Журналисты Popula могли получать деньги напрямую от читателей, минуя рекламодателей и других посредников. Кроме них, инициативу Civil поддержали и другие американские медиа  – Sludge, FAQ NYC, The Colorado Sun, Documented. К платформе также присоединились Associated Press. С публикацией своего контента в  Civil экспериментировал и Forbes. А долгосрочной целью издания было однажды перенести все публикации на блокчейн.

– У нас есть возможность участвовать в развитии этой экосистемы и помогать формировать её с учётом нашей уникальной бизнес-модели, – сказал тогда Салах Залатимо, старший вице-президент по продуктам и технологиям Forbes.

Но этого не произошло. Несмотря на то, что Civil активно стремилась расширить аудиторию, платформа сталкивалась с многочисленной критикой: одни видели проект как угрозу традиционным СМИ, другие считали, что его запустили слишком рано для того, чтобы он был понятым широкой аудиторией.

В сентябре 2018 года Civil попыталась провести ICO (метод привлечения инвестиций, при котором стартапы предлагают свои токены в обмен на криптовалюту – прим.). Компания хотела собрать $8 миллионов в эквиваленте, но смогла привлечь лишь $1,4 миллиона. А впоследствии также выяснилось, что большинство привлечённых денег были вложены компанией-инвестором ConsenSys, писал Quartz. Такой провал критики и пользователи объясняли слишком сложным процессом регистрации и покупки токенов.

– Большинство людей так и не поняли криптоэкономические идеи, лежащие в основе Civil, и почему токенизация журналистики была хорошей мыслью. Идея заключалась в том, что токен станет инструментом, с помощью которого участники Civil могли усиливать работу журналистов без содействия акционерного капитала, – рассказала в интервью Coinbase основательница Popula Мария Бустилос.

В первом ICO поучаствовали всего три тысячи человек. Позже Civil попробовала запустить новый сбор. На на этот раз уже с более упрощённой системой регистрации. Но собрать нужную сумму снова не удалось. В конечном счёте Civil не смог справиться с финансовыми трудностями и закрылся в 2020 году.

– Мы были одним из первых стартапов в мире, который экспериментировал с блокчейном и криптовалютами в медиапространстве. Мы создавали инновационные технологии, поддерживали отмеченных наградами журналистов и вдохновляли многих людей по всему миру своим видением более интерактивного медиаландшафта. Но в конечном итоге мы не смогли обеспечить себя самостоятельно, – написал в прощальном письме СЕО Civil Мэттью Айлс.

Команда Civil. Источник civil.co

Po.et: «Это стало первым применением блокчейн вне сферы криптовалют»

Ещё одним крупным проектом в сфере стал Po.et. Целью платформы было использование блокчейна для защиты авторских прав. Каждый раз, когда журналисты или блогеры публиковали новую статью на Po.et, информация об авторстве и времени публикации записывалась в блокчейн. Эта запись была неизменной.

– Название Po.et происходит от термина «proof of existence» (доказательство существования) – это стало первым применением блокчейн-технологии вне сферы криптовалют, – рассказал Джарод Дикер, исполнительный директор Po.et в интервью Columbia Journalism Review. – Эта технология была направлена на атрибуцию и оценку контента. Она позволяет любому автору подтвердить существование своего контента в блокчейне с помощью метаданных и отслеживать его использование.

Источник: CoinCenral

Po.et не был ориентирован на прямое взаимодействие читателей с авторами. Платформа была своего рода маркетплейсом, где журналисты продавали свои тексты. Идея была в том, чтобы авторы могли монетизировать свои материалы через микроплатежи. Например, каждый раз, когда их контент использовался или публиковался кем-то, автор мог получать доход.

Одной из своих миссий Poet Foundation называли – вернуть власть журналистам и другим создателям контента, которые сейчас зависимы от традиционных медиакомпаний.

– Большинство креаторов хотят владеть своей интеллектуальной собственностью и заключать свои собственные сделки. С таким инструментом как Po.et вы можете продавать свой контент кому угодно. Медиакомпании боятся, потому что понимают, что они могут оказаться не нужны журналистам. Если вы спортивный блогер, пишущий для SB Nation или Deadspin, и весь ваш контент заархивирован в Po.et, вы можете получать предложения от других медиакомпаний, но можете и заключать собственные сделки с определёнными медиабрендами, – сказал Джарод Дикер, исполнительный директор Po.et в интервью Columbia Journalism Review.

Вплоть до 2018 года дела у Poet Foundation шли неплохо. На платформе ввели токены  POE. С помощью материнской компании BTC Media они смогли собрать на ICO около 10 миллионов долларов. В 2018 рыночная капитализация компании составляла около 160 миллионов долларов, а количество создателей контента, которые пользовались Po.et, достигло 58 тысяч. Также компания сделала плагин для WordPress и подписала партнёрское соглашение с медиахолдингом Maven, который выпускает Sport Illustrated и другие популярные американские издания.

Но вскоре компания начала испытывать трудности в поиске применения для своего токена. Концепция постоянно менялась. Сперва Po.et пробовала использовать Ethereum, но столкнулась с проблемами в масштабировании, хранении данных и высокими комиссиями за транзакции. После решила перейти на платформу Echo. Для того, чтобы начать работу на ней, пользователям Po.et нужно было обменять свои токены POE на новые – ECHO, а самой компании провести ребрендинг. Но в итоге партнёрство тоже не сложилось. Это привело Poet Foundation к нестабильности и периоду хаоса. В итоге команда объединилась с другой блокчейн-платформой, которая занималась цифровой аутентификацией, а идея создать новую медиареальность постепенно затухла.

Так есть ли применение блокчейну в журналистике?

Civil и Po.et критиковали за сложность. Многие пользователи не понимали, как работает блокчейн и как токены могут поддержать независимую журналистику.

Перевод:
Джо Уайзентал: Я знаю, что это сейчас в моде, но я прочитал как минимум дюжину эксплейнеров/статей/видео о Civil, и я не понимаю, как это работает.
Нирадж К. Агравал:
Я не понимаю, как работает Civil

А аудитория таких проектов оказалась слишком узкой.

– Идеальный покупатель [токенов ] – это тот, кто достаточно разбирается в криптовалюте, чтобы пройти все сложности покупки токена, и достаточно ценит журналистику, чтобы не беспокоиться о том, что он имеет ограниченное применение, – цитирует слова Кэтрин Такер, экономиста из MIT NYT. – Я подозреваю, что таких людей немного.

Тем не менее, за последние годы на рынке появилось множество платформ, например, OpenTimestamps, Wordproof, OriginStamp и других, которые помогают креаторам зафиксировать их авторство и время создания контента на блокчейн. Пользователи могут оставлять на своих материалах так называемые таймстампы – метки, которые подтверждают публикацию статьи, фотографии или другого продукта в определённый момент времени. Но аудитория таких платформ не ограничивается журналистами. На деле этот способ защиты авторских прав не нашёл широкого применения среди медиакомпаний и авторов. Сегодня за эту аудиторию блокчейну приходится конкурировать с набирающим популярность искусственным интеллектом и уже привычными вотермарками. И сложность технологии не играет в её пользу.

Цифровой вотермарк – технология для защиты авторских прав мультимедийных файлов. Обычно это текст или логотип, который идентифицирует автора.

Да и с зависимостью от рекламодателей блокчейн справиться так и не помог. Идея построить экосистему, в которой читатели будут спонсировать журналистов и медиабизнесы, перечисляя им токены, провалилась и пока возродить её желающих нет.

– Мы в The Colorado Sun никогда не рассчитывали на то, что токены будут иметь какую-либо ценность. Мы получаем оплату в долларах, и наши читатели взаимодействуют с нами в долларах, – сказал Ларри Райкман, редактор The Colorado Sun, издания, которое ранее размещалось на Civil.

Актуальное

Лучшее на Соли