Анна Воробей

Как снимать репортажи на телефон так, чтобы их показывали авторитетные СМИ?

Берите с собой только то, что может поместиться в рюкзак

Старший продюсер подкаста The Economist Сара Лаврынюк начинала карьеру как видеожурналист. Её нанял канадский общественный телевещатель CBC в самый разгар сокращений бюджета. Тогда канал решил сокращать видеокоманды и попросил журналистов самим снимать ролики на телефон. Это, говорит Сара, и определило её будущую карьеру видеодокументалистки, которую в итоге наняло авторитетное деловое медиа The Economist.

Почему хорошая видеожурналистика необязательно должна быть дорогой, Сара рассказала на конференции для видеожурналистов Wisła Video Forum, организованной Press Club Belarus в Варшаве.

Сара Лаврынюк. Фото: Павел Савицкий

Сегодня Сара Лаврынюк – старший продюсер ежедневного популярного новостного подкаста The Economist The Intelligence. Она работала старшим продюсером в канадской сети подкастов CANADALAND. Как мультимедийный журналист-фрилансер делала репортажи из десятка стран Европы и Ближнего Востока. Среди её программ – интервью с президентом Украины Владимиром Зеленским и президентом Франции Эммануэлем Макроном. После начала войны России против Украины освещала этот конфликт из Украины как фрилансер и для The Economist.

– Во многих поездках я снимала видео для телеканалов, с которыми раньше не сотрудничала. Они не знали меня и то, с каким оборудованием я работала, – рассказывает Сара. – Говорили: «Ой, не могли бы вы попросить вашего оператора поднять камеру вверх?». Я отвечала: «Хорошо». И делала всё сама. Они ещё спрашивали: «На что вы снимаете? У вас такой чёткий кадр». А я снимала на свой телефон.

Правило Сары – брать в командировки только то, что помещается в рюкзак. Во-первых, так удобнее. Во-вторых, в него может влезть всё, что необходимо журналисту для качественной видеосъёмки. В-третьих, собрать такую сумку можно за посильную сумму.

Свои первые аудио- и видеорепортажи на телефон Сара готовила для канадского канала CBC. В 2016 журналистка отправилась в Ирак, где снимала последствия военных действий в Мосуле.

Это видеоанонс программы The Current, которая выходила в аудиоформате: Сара использовала звук, записанный при съёмке Мосула, когда его жители спешно покидали город.

После начала полномасштабного вторжения России в Украину Лаврынюк с одним рюкзаком отправилась в зону конфликта. Она часто вела репортажи для телеканалов, у которых не было возможности отправить на войну собственных корреспондентов.

В этом видео Сара связывается с канадским телеканалом CBC прямо из Харькова. В сюжете она рассказывает об использовании гражданских дронов российской армией.

– Они платили мне большие суммы просто за то, чтобы я стояла перед зданием. Им не нужны были другие кадры, – говорит Сара.

В зону военных действий в Украине Сара тоже поехала с одним рюкзаком. Стоимость его содержимого составляла 1715 евро. В сумке у Сары были:

  • Камера: iPhone (13 Pro) – ~ €475
  • Штатив Peak Design – ~ €400
  • Свет: Amazon – ~ €30
  • Крепление для камеры и света: Shoulderpod – ~ €120
  • Микрофон для прямых эфиров: AirPods – ~ €190
  • Микрофон для интервью: беспроводные петлички Rode – ~ €130
  • Микрофон для записи окружающих звуков: Rode Mic Go – ~ €70
  • Рюкзак: Peak Design – ~ €300

Сара Лаврынюк и консультант по цифровым медиа Мэтью Чемпион. Фото: Павел Савицкий

Но в портфеле Сары не всегда были дорогой штатив и три вида микрофонов. Журналистка говорит, для многих позиций в списке есть более дешёвые альтернативы. И начинать можно с них. Например, покупать айфон совсем не обязательно. Вместо него можно использовать любой телефон, который у вас есть сейчас. Если качество съёмки не очень высокое, вы всё ещё можете продавать видео в социальные сети новостных организаций.

Вместо дорогого штатива Сара рекомендует использовать более бюджетные альтернативы. Например, Shoulderpod за 120 евро или Manfrotto за 100-200 евро.

Свет можно найти на Amazon за 30 евро. И пропускать этот пункт не следует, освещение в кадре очень важно. И хорошо, если вы сможете найти лампу, оттенок которой можно регулировать и настраивать тёплый или холодный свет в зависимости от обстановки.

На микрофонах тоже можно сэкономить. Используйте те наушники, которые есть в доступе, или приобретите недорогой, проводной аксессуар с хорошим качеством звука. Для интервью нужны петлички. Сара рекомендует беспроводной девайс Rode за 130 евро. А вот от микрофона, который записывает звук на бэкграунде, сначала вообще можно отказаться.

Последний пункт – рюкзак. Выбирайте тот, с которым вам будет комфортно перемещаться без боли в спине.

Итак, вот более бюджетный список необходимого оборудования за примерно €300

  • iPhone: Используйте телефон, который есть в наличии
  • Штатив: более дешёвая версия – Shoulderpod за €120 и Manfrotto за €100-200
  • Свет: Amazon – ~ €30 → (Не пропускайте этот пункт)
  • Крепление для света: Shoulderpod → дешёвые альтернативы с Amazon за €20
  • Микрофон для прямых эфиров: AirPods → используйте доступные проводные наушники
  • Микрофон для интервью: Rode wireless lavaliers – ~ €130
  • Микрофон для записи окружающих звуков: Rode Mic Go → небязательно на старте
  • Рюкзак: Peak Design → любой

Но даже наличие недешёвых устройств и аксессуаров не так важны, как фон и локация съёмки, считает Сара.

– Посмотрите на эти кадры CNN. Парень на первом фото выглядит так, будто он в шкафу или, возможно, был взят в заложники. В тоже время парень на втором снимке всё продумал и выглядит очень умным на фоне свой книжной полки. Я всегда забочусь о том, чтобы у меня был интересный фон.

Кроме того, Сара использует профессиональные программы для записи видео. Для интервью – сервис Riverside. Для сюжетов и репортажей – Filmic Pro. Над монтажом видео Лаврынюк рекомендует работать в iMovie или Adobe Premiere, если есть доступ к ноутбуку. Но и здесь есть более бюджетные опции. Для звонков всегда можно использовать Zoom или другие популярные сервисы. Главное – позаботиться о хорошем качестве связи. А снимать видео можно просто на камеру телефона.

Причём ролики можно использовать по-разному. Если камера достаточно высокого разрешения, вы можете сотрудничать с телевизионными новостными программами. И/или передавать видеоконтент для соцсетей медиаорганизаций. Кроме того, если у записей качественный звук, его можно предлагать подкастам, аудиопрограммам, радио.

– Новостные компании по всему миру сокращают бюджеты. И они ищут людей на местах, которые стоят им дешевле, чем отправка собственной команды, – отмечает Сара. – Я слышала, что отправка команды из Канады в Украину стоит 20 тысяч канадских долларов в день (около 15 тысяч USD – прим.).

Делая телевизионные выходы, Сара зарабатывала деньги на проекты более длинного формата. Это помогло журналистке сделать карьеру в документальной съёмке и выпустить несколько авторских полнометражных аудио и видеопроектов.

Актуальное

Лучшее на Соли