Елена Верещагина

«Люди не “избегают” новостей, им просто неинтересны новости, которые мы делаем»

Скучная журналистика – это очень легко

Теория о том, что люди не хотят видеть общественно-политический контент, появилась во время пандемии. Потом, на фоне войны в Украине и кризиса на Ближнем Востоке, у неё появилось, казалось бы, ещё больше подтверждений. Однако журналист и специалист по социальным сетям Джереми Скит, который запускал Instagram и TikTok Всемирной службы BBC, считает, что на самом деле медиа порой просто трудно соревноваться с более увлекательным не новостным контентом на популярных платформах.

Как сократить дистанцию между редакцией и аудиторией и остаться журналистом? Записали советы Джереми Скита, которые он озвучил на конференции Wisła Video Forum, организованной Press Club Belarus в Варшаве.

Послушать аудиоверсию статьи: 

Джереми Скит. Изображение – Павел Савицкий

1. Держите фокус

Не пытайтесь делать слишком много или охватить все темы и форматы. У вас должно быть ясное понимание — что, для кого и в каком количестве вы хотите писать или снимать. Распыляться и работать на всех платформах и для всех слоев населения сразу – стратегия проигрыша.

2. Журналистика first, а не алгоритм

Платформы не заинтересованы в нашем контенте, потому что, в первую очередь, они видят себя поставщиками развлекательных материалов. Конечно, нужно учитывать особенности их работы, это сложная игра. Ведь, например, в TikTok, медиа приходится соревноваться с Тейлор Свифт или человеком, который строит лодки из гитар, а потом проверяет, не утонут ли они. Но глобально у вас разные цели.

Журналистика существует не для того, чтобы рассказывать новости лишь из области поп-музыки или спорта, хотя на платформах они заходят лучше всего.

3. Нельзя делать хорошую журналистику, если не понимаешь, для кого работаешь

Если вы не знаете, кто ваша аудитория — где живут эти люди, сколько им лет, какие у них ценности и интересы, какой состав населения в их стране или регионе, — то рассказать им увлекательную историю не получится. Потому что вы будете говорить на разных языках.

Здесь очень пригодятся подходы техногигантов, вроде Netflix. Ведь они потому и успешны, что собирают огромное количество пользовательских данных.

Если вы смотрели сериал Stranger Things («Очень странные дела»), то, скорее всего, Netflix предложит вам и другие части этого фильма. Но это ещё не всё. Он знает: тем, кто кликает на миниатюру сверху, вероятно, интересен именно этот сериал или очень похожие. А тех, кто выбрал миниатюру посередине, привлекают не только ужасы, но и сериалы про подростков.

Вам нужно знать не только, кто вас смотрит и откуда, но как и когда эти люди потребляют контент, а ещё (это важно!) как много они знают о том, что вы хотите рассказать. То есть сколько бэкграунда или деталей вам нужно добавить.

Мы писали подробнее здесь о том, как важно делать «шаг назад», когда следуешь за повесткой, и уметь рассказать предысторию происходящих событий. 

Другими словами, после того, как вы поняли, кто ваша аудитория, вам нужно проникнуть ей в голову. И понять, о чём и каким тоном с ней разговаривать.

4. Мужчина в костюме – это скучно 

«Белый мужчина в костюме долгие годы был “хлебом с маслом” (в смысле пределом мечтаний) для BBC News, – рассказывает Джереми. – Он говорил то, что считает важным. А мы как вещательная компания должны были об этом сообщать».

Здесь стоит пояснить, что Джереми говорит о представленности в новостях многонациональной Великобритании лишь одной группы населения. Но проблема актуальна не только для этого государства. Просто в моноэтнических странах она будет иначе проявляться. Например, в новостях будут фигурировать лишь представители политических структур, тогда как общество состоит не только из них. 

«Это скучный образ. – говорит Джереми. – Он и рассказывал наверняка что-то неинтересное. И есть только одна вещь, ещё более скучная, чем белый мужчина в костюме».

Да, много мужчин в костюмах. Например, на саммите НАТО. Добавим, что для молодой аудитории нет ничего тоскливее, чем такой саммит.

Вообще делать скучную журналистику легко, считает Джереми, а попробуй сделать интересную.

5. Аудитория хочет видеть в новостях своё отражение

Если вам нужны читатели и зрители из определёнными сообществ, значит, нужно находить и рассказывать их истории. А ещё выбирать ведущего среди людей, похожих на них. На BBC News людям за 50 попросту запрещено появляться в TikTok. И это не эйджизм, просто в рамках своей стратегии на этой платформе они работают только с молодёжью.

Вот как на BBC подали новость о том, что YouTube запретил подросткам смотреть фитнес-видео:

6. Избегание новостей придумали журналисты

Война в Украине, национальная политика, социальная справедливость и преступность – четыре темы, которые надоели британской аудитории. «И это как раз то, что BBC, как им нравится думать, делают хорошо, – говорит Джереми. – Принято считать, что настоящий, серьёзный журналист только об этом и должен рассказывать. А проблема с аудиторией состоит в том, что она избегает таких новостей».

На самом деле это лишь удобное объяснение того факта, что людям такие новости в их традиционной подаче просто неинтересны. И если мы себе в этом признаемся, у нас будет больше шансов на успех.

Но (вернёмся к пункту два) мы здесь не для того, чтобы развлекать зрителей. Журналистика не может обойти болезненные темы, она обязана с ними работать. И тогда возникает вопрос: как пробиться со своими историями к тем, кто изначально в них не заинтересован?

Изучайте комментарии, задавайте вопросы, будь внимательны к обратной связи и таким образом прислушивайтесь к своей аудитории, чтобы понять, что волнует её и как через призму её потребностей подать то, что кажется важным нам. Учитывайте, что истории обычных людей работают лучше, чем истории людей в костюмах.

Сегодня много говорят о solution journalism – подходе, при котором редакция не ограничивается описанием проблем, а пытается искать решения. Уже доказано, что это даёт аудитории надежду, и она чувствует себя менее фрустрированной.

«Но это сложно, – говорит Джереми. – Ведь бывают такие темы, в которых нет ни надежды, ни решения».

7. Как рассказывать о плохих новостях?

Нередко вам придётся сообщать о действительно ужасных вещах и людских страданиях. Давайте сперва посмотрим, как точно не нужно этого делать.

Сюжет о засухе в Африке выпустило информагентство Associated Press полгода назад. Он называется так: «Миллионы людей на юге Африки голодают из-за засухи». Конечно, это катастрофа. Но почему-то в таком изложении она удивительным образом оставляет нас полностью равнодушными.

«Это ужасный способ рассказать историю, – говорит Джереми. – Сначала мы видим какие-то фрагменты [растений], которые вроде бы должны показать, что такое засуха, дефицит воды и проблемы со здравоохранением. Но повествования, то есть истории как таковой, там нет вообще». Есть лишь скучные и медленные картинки вначале, а потом какой-то сторонний человек, а не тот, кого напрямую коснулась проблема, говорит нам, что происходит.

Получается, что миллионы людей голодают, но зрителям, в общем-то, всё равно. И это не проблема зрителей. Это просто плохая журналистика, которая должна уйти в прошлое.

Джереми называет 5 принципов, когда сообщаешь плохие новости.

  1. Будьте честны. Не надо приукрашивать или облегчать правду. Говорите как есть.
  2. Сюжет о плохих новостях не должен быть слишком долгим и медленным (как здесь). Особенно если вы обращаетесь к людям, которые уже давно живут с этими проблемами. Они и так знают, что дела плохи, не надо растягивать информацию.
  3. Говорите ясно, не используйте слишком сложные или вычурные слова.
  4. Проявляйте эмпатию. Хоть долгие годы было принято думать, что этого делать не нужно.
  5. Будьте частью истории. Покажите, как вы видите и понимаете эту плохую новость.

Это не значит, что нужно накручивать аудиторию или манипулировать ею. Но подумайте, как бы вы рассказали о плохих новостях своей матери, если бы это было неизбежно. Наверняка вы говорили бы честно и просто, без излишне высокого стиля или наукообразности. И конечно, сочувствовали бы ей и не скрывали этого.

Подробнее мы рассматриваем удачные примеры здесь. 

8. Сторителлинг становится самым важным

«Это главное, что я усвоил за свою 30-летнюю карьеру», – говорит Джереми. Мы вроде бы всё понимаем про журналистику и инфоповоды, но порой попросту забываем об умении зацепить и удержать внимание пользователей.

Сегодня команда, которая работает над TikTok-аккаунтом всемирной службы BBC тратит 80% времени на обдумывание первых двух (!) секунд ролика.

Вот какие у них есть правила в работе с TikTok:

  • Заголовок – суть истории. Он всегда нужен, прежде всего, для того, чтобы вы сами понимали, о чём ваш сюжет, и не путали зрителей.
  • Первые две секунды – самые важные.
  • Монтаж должен быть чрезвычайно быстрым; добавляйте визуал, поясняющий текст.
  • Разделение экрана на две части – хорошая идея.
  • Человек в кадре тоже должен говорить очень быстро.
  • Важно знать тенденции платформы. Если все держат микрофон каким-то определённым способом, значит, и вам стоит так делать.
  • Ведущий – отражение аудитории, которая вам нужна.

Актуальное

Лучшее на Соли