Анна Воробей

«Я расскажу тебе, что любить, что ненавидеть» Редактор Journalism.co.uk о трендах-2025 и о том, что пора перестать делать медиа

Почему многие СМИ разучились слушать людей? Что значит создавать «не просто новости»? И правда ли, что текстовая журналистика никуда не денется?

Мы сделали несколько материалов о том, чего ждёт от журналистов медиаиндустрия будущего. И завершаем цикл мнением главной редакторки британского онлайн-издания Journalism.co.uk Марселы Кунова о ключевых трендах-2025.

Послушать аудиоверсию статьи: 

 

 

Предыдущие материалы читайте по ссылкам:

Близкий контакт с аудиторией

Аудитория всё чаще предпочитает безликим медиабрендам независимых авторов и блогеров. И конкуренция традиционных медиа с социальными сетями будет только увеличиваться.

«Блогеры принимают во внимание комментарии зрителей с обратной связью, критикой их контента. И меняют свой контент или подачу, опираясь на мнение аудитории, – говорит Марсела Кунова. – Редакции тоже начинают перенимать этот подход: коммуницировать с аудиторией, быть прозрачными».

В будущем журналистика – не только про донесение информации и освещении новостей, это также про близкий контакт с аудиторией, вовлечение её в создание материалов, совместный контент.

«Люди устали от пассивного потребления новостей, они хотят быть частью процесса, – говорит Марсела. – Социальные сети уже сейчас предоставляют аудитории больше возможностей для взаимодействия».

Число пользователей социальных сетей растёт. Оно и сегодня не мало. Около 14 млн жителей Казахстана – а это три четверти населения страны – зарегистрировано в различных соцсетях. В Украине этот показатель достиг 76,6%, в Беларуси – больше 65%. Социальные платформы предлагают бесконечное количество контента. И это уже новая проблема медиасреды.

«Этот шум мешает людям отличить правду от лжи. Некоторых он может заставить полностью игнорировать новости, – говорит Марсела. – Чтобы бороться с этим, журналистика должна сосредоточиться на значимости, а не на трафике».

Редакциям придётся изменить стратегию и приоритезировать социально важные истории. Хотя, отмечает Марсела, аудитория часто заявляет, что хочет объективные и фактические новости без предвзятости. Но их поведение порой указывает на противоположное, и это постоянная проблема для редакций. И, похоже, тут помочь разобраться сможет только детальная работа с обратной связью и данными.

ИИ для обработки и упаковки данных

Понимание принципов работы искусственного интеллекта и способность эффективно работать с нейросетью – ещё один навык будущего журналиста. В мире, где самые важные истории прячутся под массивами данных, редакции должны уметь разглядеть инфоповод в бесконечном потоке информации. И в этом также может помочь ИИ: собрать данные, категоризировать, приоритезировать, визуализировать главное.

«Данные могут раскрывать значимые истории, особенно на локальном уровне», – говорит Марсела.

Сегодня редакции пользуются ИИ в основном для таргетированной рекламы, SEO-оптимизации и персонализации контента. В будущем нейросеть также поможет упаковывать информационные продукты в удобные для аудитории форматы: кто-то сможет получать короткие сводки новостей, другим предложат подробные отчёты – кому как удобно.

«Главное – понять потенциал ИИ и использовать его осмысленно: улучшать качество материалов и не позволять ему диктовать содержание, – считает Марсела. – Поисковые системы стремятся удерживать пользователей, используя наш контент. Если ваша бизнес-модель сильно зависит от Google-поиска, вы уже в зоне риска».

И это ещё один повод познакомиться с читателями или зрителями поближе. Марсела призывает редакции развивать отношения с аудиторией за пределами интернета – устраивать мероприятия, покупать рекламу на билбордах, выстраивать коммьюнити. И извлекать выгоду из искусственного интеллекта как инструмента.

«Инструменты ИИ могут ускорять работу, например, подготавливать саммари интервью, писать черновики статей и, таким образом, освобождать время для других задач таких, как общение с аудиторией или разработка глубоких историй», – говорит Марсела Кунова.

Борьба за авторские права

При этом ИИ – это не только инструмент, но также угроза авторским правам. Только в 2024 году с Open AI судились восемь американских изданий, включая The New York Times. Компании-разработчики ИИ-инструментов не раз были замечены в использовании журналистского контента без разрешения.

«Медиаорганизациям нужно понять, что системы, включая Google, перестают быть исключительно поисковиками. Они превращаются в социальные платформы, которые стремятся удерживать пользователей как можно дольше у себя, используя при этом ваш контент для создания привлекательно для пользователей среды», – говорит Марсела.

По мнению редакторки, разные игроки медиаиндустрии должны объединяться и добиваться справедливой компенсации за использование их материалов платформами с ИИ. Эти системы сильно зависят от качественного, достоверного медийного контента, и без свежего материала они устареют.

«Материалы авторитетных медиабрендов использовались непропорционально часто по сравнению с другим контентом из интернета, потому что они качественные, проверенные и надёжные, – говорит Марсела. – Мы уже сталкивались с этим в случае Facebook и Google. Теперь появился новый крупный игрок, и нам снова нужно добиваться компенсации».

Журналистика как услуга

Времена, когда журналисты полностью готовили и выпускали информационный продукт, уходят. Медиаиндустрия всё больше превращается в услугу: это не просто новость, это ценная, прикладная информация, которая способна отвечать на вопросы и решать проблемы.

«Правопопулистские силы добились больших успехов в умении слушать людей. Их диагностика ситуации действительно на высоте», – отмечает Марсела. – «В то же время многие либеральные издания ведут себя так, будто они всё знают. Они говорят: “Я расскажу тебе, что любить, что ненавидеть”. Им совершенно всё равно, что аудитория на самом деле думает».

Глубокое, активное слушание – это базовый навык журналиста, но в то же время очень сложная, комплексная задача. Она касается не только повестки, но также форматов, подходов, которые помогают эффективно достичь аудиторию.

«Мы должны уважать время читателя. Если у людей есть лишь три минуты на прочтение, наша работа – донести информацию так, чтобы она сработала за три минуты», – говорит Марсела.

Короткие видео уже захватили медиарынок, и умение их создавать должно быть у каждой редакции. Но это не значит, что спешить изучать основы создания контента для социальных сетей и SMM стоит всем журналистам.

«Например, популярные тиктокеры, такие как Дилан Пейдж, начали нанимать фактчекеров, – рассказывает Марсела. – Это подчеркивает, что для создания точного и увлекательного контента нужна командная работа».

Важно также помнить, что зумеры – не большая часть мировой аудитории. Потому подстраивать своё медиа исключительно под нужды этой возрастной категории тоже ошибка. Текст никуда не денется, считает Марсела, и журналистам по-прежнему нужно будет уметь писать или уметь делегировать эту задачу ИИ-инструментам.

При этом даже молодая аудитория, которую привыкли считать главным потребителем коротких форматов, готова тратить часы на документальные фильмы и исследования по темам, которые им интересны.

«Наша задача – сделать так, чтобы они захотели потратить время на наш контент», – говорит Марсела. – «​​Нас всегда учили, что мы должны предоставлять истину, рассказывать людям, что думать и где правда. Нас редко учили задавать вопросы, молчать и слушать, а затем отвечать на то, что спросила аудитория. Это огромный барьер в нашей профессии, который нам нужно преодолевать».

Больше международного сотрудничества

Журналисты по всему миру должны объединяться и делиться опытом. Причём на этот раз западноевропейские коллеги, считает редакторка, должны учиться у восточных специалистов.

«Когда демократические страны начинают скатываться к авторитаризму, авторитарные лидеры чувствуют себя гораздо увереннее, – говорит Марсела. – Они начинают подавлять свободу прессы, оппозицию, доступ к информации. Это помогает им оправдывать действия, которые не могут быть оправданы».

Марсела считает, что западная пресса не до конца понимает ответственность за поддержание профессиональных стандартов и часто фокусируется только на аудитории из западноевропейских стран. От этого – непонимание, как работать в условиях, где свобода прессы ограничена и журналистам приходится рисковать безопасностью, чтобы выполнять свою миссию.

«Тем, кто работает в условиях относительной свободы, есть чему поучиться у коллег, которые работают в невероятно сложных обстоятельствах, – считает Марсела. – Мы, например, очень сильно ошиблись в освещении выборов в США. Где результат работы редакций? Очевидно, мы сделали свою работу недостаточно хорошо, если человек с судимостью стал президентом одной из самых влиятельных стран мира».

Без глобальной коллаборации журналистов мировая свобода прессы может оказаться под угрозой.

«Если мы не будем осторожны, нас ждет такой же сдвиг в сторону авторитаризма. Возможно, ваш опыт поможет нам избежать худшего», – говорит Марсела.

Актуальное

Лучшее на Соли