Анна Воробей

Почему криминальные подкасты привлекают уникальную аудиторию?

И стоит ли использовать их для новой подачи расследования?

Тру крайм подкасты – одни из самых прослушиваемых в мире. В США, где сосредоточена значительная часть мировой аудитории, они на четвёртом месте по популярности. Топ-рейтинги Apple Music и Spotify на четверть состоят из криминальных программ. Эволюционные психологи считают, что людей тянет к таким историям подсознательное желание изучить мотивы преступников и понять, как защитить себя в случае нападения.

Криминальные хроники существуют в журналистике с 16 века. И сегодня один из популярных способов доставки таких историй – подкасты. В предыдущем материале мы разбирались, как подкасты помогают медиа наращивать аудиторию и зарабатывать. В этом расскажем о тру-крайме как популярном подкаст-жанре в медиа, изучим мировые кейсы и выясним, как криминальные истории помогают привлечь аудиторию и заработать.

Послушать аудиоверсию статьи: 

Изображение – Unsplash.com

Эффект Serial. Как подкаст об убийстве изменил тру-крайм

В последний раз 18-летнюю Хэ Мин Ли видели январским днём 1999 года в Балтиморе. В начале февраля, почти через месяц после исчезновения девушку нашли мёртвой в парке водопадов Гвиннс, втором по величине лесном парке США. Спустя несколько дней детективы арестовали Аднана Сайеда, бывшего парня Хэ Мин. А уже через год его признали виновным в её убийстве и приговорили к пожизненному заключению. Аднан провёл в тюрьме годы без надежды выйти на свободу.

Но в 2014 году еженедельный документальная программа «Эта американская жизнь» начала выпускать тру-крайм подкаст, в котором рассказывала об убийстве девушки. И по мере изучения дела, журналисты нашли важные факты, которые были упущены следователями во время расследования. Понадобились годы, чтобы суд рассмотрел новые данные. В 2023 году Аднан был оправдан.

Хэ Мин Ли и Аднан Сайед на выпускном балу. Фотография была использована в документальном сериале «Дело против Аднана Сайеда» HBO

История Андана Сайеда привлекла внимание огромного числа людей. После выхода пяти эпизодов аудиошоу достигло миллиона скачиваний. Об истории писали крупные мировые СМИ. Serial стал одним из самых популярных подкастов современности. Над хроникой убийства Хэ Мин Ли работала американская журналистка Сара Кениг, она же стала продюсеркой и ведущей Serial. В интервью The Guardian Сара отметила:

«Это не оригинальная идея. Может быть, лишь её форма – подкаст. Пытаться сделать его как документальную историю очень, очень сложно. Но выпустить её как сериал –  эта идея так же стара как Диккенс».

Первый сезон подкаста выпускали на деньги спонсоров и дистрибутора – The American Life, популярной в США еженедельной радиопрограммы. На создание второго Сара и коллеги попросили деньги у слушателей. И в течение недели аудитория закрыла финансовые потребности команды.

К 2018 году первый и второй сезоны Serial – они посвящены разным историям – превысили 340 миллионов скачиваний. К этому моменту уже был выпущен третий сезон. Всего их четыре. Последний опубликовали лишь в этом году и уже под эгидой другого издательства. В 2020 году права на подкаст приобрела The New York Times. Сумма сделки составила $25 миллионов, сообщал Techcrunch.

Аудиошоу стало феноменом в криминальной журналистике и подкастинге. История Хэ Мин Ли и Аднана Сайеда изменила отношение к тру крайм в публичном пространстве. Так называемый «Эффект Serial» спровоцировал выпуск и публикацию множество связанных историй – и это привлекло дополнительный трафик на сайты, а также выход новых, оригинальных криминальных аудиошоу.

Аферы, шпионы, серийные убийцы – о чём криминальные подкасты?

В Штатах, где сосредоточилась основная аудитория подкастов, около 34% жителей периодически слушают криминальные истории. Жанр также популярен в Европе и набирает обороты в африканских странах. Причём исследователи отмечают, что женщины от 18 до 44  – превалирующая аудитория этого жанра. Это обусловлено их заинтересованностью в мотивации преступника и опыте выживших.

Истории о серийных убийцах – одни из самых популярных в жанре. Но поджанры тру-крайма так же разнообразны, как и преступления. И медиа по всему миру используют аудиоформат, чтобы рассказать о своих расследованиях и привлечь новую аудиторию.

Биографии преступников

Один из поджанров тру-крайма – биографии. В таких подкастах ведущие пытаются понять психологию и мотивы преступников. Подобные истории часто рассказаны словами близких людей, свидетелей и следователей. И это добавляет элемент расследования в сюжет – слушатель вместе с вами узнаёт о событиях из первых уст.

Пример такого подкаста – американский аудиосериал Dr. Death («Доктор Смерть – англ.»). В нём журналистка Лаура Бейл расследует дело нейрохирурга Кристофера Данча, халатность которого привела к тяжёлым травмам и смертям пациентов. Аудиосериал получил семь наград, а в 2021 году на экраны вышел адаптированный сериал с таким же названием.

Шпионаж и международные криминальные операции

Шпионские подкасты освещают закулисные игры спецслужб и тайные миссии по всему миру. В 2018 British Podcast Awards назвала лучшим true crime подкастом The Assassination («Убийство» – англ.) аудиошоу от BBC. Сериал посвящён делу об убийстве бывшего пакистанского премьер-министра Беназира Бхутто. О событиях рассказывает журналист, который лично участвовал в расследовании.

Мошенничества и аферы

Один из самых известных примеров — подкаст The Dropout («Выбывший» – англ.) от ABC News. Главный корреспондент ABC News по бизнесу, технологиям и экономике Ребекка Джарвис вместе с продюсерами Тейлор Данн и Викторией Томпсон рассказывают о многолетнем расследовании по делу Элизабет Холмс и провалившегося медицинского стартапа Theranos, который потенциально поставила под угрозу миллионы пациентов и привёл её к уголовным обвинениям и тюрьме. В подкасте представлены эксклюзивные интервью с бывшими сотрудниками, инвесторами и пациентами, а также никогда ранее не транслировавшиеся показания Элизабет Холмс и записи из зала суда.

Подкаст получил номинацию на премию Webby как лучший тру-крайм и стал основой для одноименного драматического сериала, который вышел на Hulu в 2022 году.

Сторителлинг или дискуссия?

Когда подкастинг начал набирать популярность, криминальные шоу быстро заняли нишу на рынке. Аудиоформат открыл возможность рассказывать длинные, детализированные истории, к которым сложно привлечь читателей, если это текст, и на которые непросто найти контент, если это видео.

Один из самых известных тру крайм подкастов – Crime Junkie. («Криминально зависимый» – англ.) В шоу две ведущие рассказывают о преступлениях, которые произошли в Штатах и соседних странах. В среднем у каждого эпизода около шести миллионов прослушиваний. Выпуски выходят каждую неделю.

Криминальные подкасты популярны среди медиа. Журналисты часто используют формат как альтернативный способ презентации расследования. В 2018 году издание The Australian запустило true crime подкаст The Teacher’s Pet («Любимчик учителя» – англ.) В нём журналисты рассказали о загадочном исчезновении женщины в 1982 году. Аудиосериал стал катализатором для возобновления и последующего раскрытия дела, которое оставалось загадкой десятилетиями. Он стал самым популярным подкастом в Австралии, а также Великобритании, Канаде и Новой Зеландии.

The Teacher’s Pet открыл для The Australian новую аудиторию в тысячи пользователей. 17-серийное шоу скачали более пяти миллионов раз. И это внушительная аудитория, но против шести миллионов за эпизод у Crime Junkie выглядит уже не так солидно. И это некоторые эксперты отрасли считают проблемой нарративных подкастов.

– C момента выхода легендарного Serial целая индустрия расцвела, привлекая голливудские студии, корпорации, знаменитостей и миллиарды долларов. Но нарративные подкасты-блокбастеры – поджанр или престижный сегмент, который сыграл ключевую роль в становлении подкастов как художественной силы – переживают серьёзный спад, – считает критик Николас Куа.

Нарративный жанр – один из самых сложных в индустрии. Написание детального, остросюжетного, драматического сценария требует сильных навыков сторителлинга. Звукомонтаж – отдельное искусство. И, конечно, создание каждого выпуска занимает больше времени, чем подготовка к дискуссии с коллегой, которая призвана быть спонтанной. Кроме того, у сюжетных подкастов меньший потенциал прибыли.

– Некоторые [американские] студии ориентируют свой бизнес на продажу прав на подкаст Голливуду, многие по-прежнему полагаются на рекламу – подход, который делает упор на чистый объем: больше сезонов, больше эпизодов, больше партнёрских вставок. Обе модели проигрывают битву с шоу, основанными на разговорах и интервью,  – пишет критик Николас Куа в материале для Vulture.

В 2022 году лучшим подкастом, по мнению New York Times, стал американский аудиосериал I Was Never There («Я никогда там не был» – англ.) в нём ведущие Карен Зелермайер и её сын Джейми расследуют шокирующее исчезновение своей подруги Марши. Аудиосериал получил награду за лучший сторителлинг в жанре нон-фикшн на фестивале Tribeca Festival. О нём писали The Guardian, Rolling Stone, Vulture.

– I Was Never There набрал более 100 000 загрузок в первые недели. При этом Call Her Daddy [американский комедийный подкаст о сексуальности, отношениях и культуре Нью-Йорка] достигает примерно трёх миллионов слушателей. А Джо Роган однажды заявил, что его шоу со знаменитостями скачивают около 190 миллионов раз в месяц, – отмечает Николас Куа.

При этом разговорные подкасты выходят регулярно, в отличие от историй, которые выпускают раз в определённый период. Тот же Serial за десять лет существования выпустил всего 42 эпизода в четырёх сезонах. Для сравнения, разговорный подкаст The Joe Rogan Experience («Опыт Джо Рогана» – англ.) публикует около 200 серий в год.

– Даже популярные нарративные шоу с трудом могут в полной мере извлечь выгоду из своего успеха. Если ваш нарративный подкаст выпускает всего 10 эпизодов за сезон — что кажется стандартной длиной для этого жанра — это серьезно ограничивает количество рекламных слотов. В то же время хит-подкаст The Daily от The New York Times выпускает 250 эпизодов в год, что даёт 500 возможных рекламных слотов, – пишет журналист Саймон Оуэн.

Оуэн также считает, что нарративным подкастам сложнее привлекать рекламу. Регулярные разговорные шоу более предсказуемы и имеют больше данных об аудитории, в то время как успех шоу-повествования будет понятен лишь после релиза.

Но существенным аргументом для рекламодателей может стать уровень вовлечённости аудитории. У слушателей тру-крайма он высокий. В 2022 году австралийские компании в области нейромаркетинга и нейроаналитики IAB Australia и Neuro-Insight опубликовали результаты исследования.

Они выяснили, что слушатели криминальных шоу обладают уникальными характеристиками: они любопытны, обучаемы, нацелены на решение проблем и понимание человеческого поведения. Исследователи отметили, что это нейросостояние сохраняется у аудитории и при прослушивании рекламы, которая размещена в аудиоролике. Вывод, к которому пришли компании, – True Crime может усилить запоминаемость бренда, повлиять на принятие решений потребителями и изменить их поведение.

Актуальное

Лучшее на Соли