Журналистика – одна из профессиональных областей, где многие работники говорят о сильном страхе перед будущим. Это связано и с потерей рекламного рынка, который переместился на платформы, и с нежеланием аудитории платить за новости, и с нарастающим политическим давлением. И всё-таки, несмотря на негативные тренды, в последние годы в медиа обозначилось и несколько перспективных ниш.
Опираясь на различные профессиональные исследования (прежде всего, Reuters Institute и WAN-IFRA), мы решили сделать их краткий обзор. А описание дополнили нашими материалами и статьями, позволяющими больше узнать по этим темам.

Изображение – Patrick Perkins (Unsplash.com)
Расследовательская журналистика
Расследования остаются одной из самых востребованных и в то же время небезопасных профессиональных ниш.
«Сегодня журналисты-расследователи сталкиваются с чрезвычайными трудностями. Мы имеем дело с юридическими угрозами, запугиванием, физическими угрозами, слежкой, оскорблениями, отсутствием финансовой поддержки, отсутствием обучения и ресурсов», – говорит Дэвид Каплан, исполнительный директор GIJN. – «Теперь добавьте ко всему этому меняющуюся экономическую модель, а затем пандемию, и наша сфера окажется под огромным давлением».
Несмотря на все сложности, сфера развивается, а количество журналистов, которые нацелены расследовать коррупцию, тайные схемы и незаконную деятельность высокопоставленных фигур, растёт.
«За последние 20 лет по всему миру распространилась замечательная сеть организаций журналистских расследований. GIJN впервые была сформирована в 2003 году как свободная сеть с 35 некоммерческими организациями из 22 стран», – говорит Дэвид Каплан. – Сегодня у нас 227 групп в 88 странах. Именно эти группы занимаются большей частью обучения, налаживания связей и крупных трансграничных проектов по всему миру».
Одними из самых популярных тем у журналистов-расследователей остаются коррупция и нецелевое использование государственных средств, вмешательство в выборы, в том числе в других странах, злоупотребление властью, нарушения прав человека, здравоохранение.
В 2024 году премию ЕС за журналистские расследования получили косовские журналисты из Kallxo.com за расследование, разоблачающее коррупцию в разрешениях на строительство в туристической Брезовице.
Наградой также отметили репортёров из Монтенегро за свой телесериал In mutky waters о коррупции и нарушениях в системе водоснабжения Подгорицы.
«Ключевой тенденцией этого [2024-го] года является заметный сдвиг в типах расследований на Западных Балканах и в Турции», – пишет Thomson Foundation. – «В дополнение к обычному фокусу на громких преступлениях и политических скандалах, были истории, охватывающие такие темы, как здравоохранение, окружающая среда и социальная дискриминация, гендерное неравенство и фемицид».
Дата-журналистика и визуализация
Дата-журналисты используют анализ данных и визуализацию для создания материалов. Компании и организации накапливают всё больше данных. Чтобы разбираться с этими данными, нужны квалифицированные специалисты, которые могут разглядеть социально важные тенденции и истории в огромном массиве данных и рассказать об этом аудитории понятным языком.
В условиях развития больших данных и ИИ эта область выглядит перспективной. При этом она требует довольно глубоких технических знаний, а также понимания принципов работы инструментов анализа данных, программирования (например, Python) и инструментов визуализации (Tableau, Google Data Studio).
«Новые инструменты упрощают создание дата-визуализаций, а всё больше университетов предлагают программы по дата-журналистике с курсами, посвящёнными работе с данными и их визуализацией», – пишет журналист Кэтрин Рамсдел для платформы Nightingale. – «Новые платформы и рост числа образовательных программ, связанных с данными, также открывают интересные возможности для независимых публикаций. Отличный пример – статья Джессики Карр “Why Does Vogue Hate Text”, признанная изданием The Pudding одним из лучших визуальных материалов 2023 года.
Для материала журналистка проанализировала обложки Vogue за последние 22 года. На эту мысль её натолкнула обложка журнала за 2022 год с Рианной на ней.

2011 – апрель, 2022 – май
«5 слов. 29 символов. Ужасно. Куда делся весь этот кричащий текст в несоответствующем шрифте, размере, насыщенности и цвете? Я немедленно принялась раскапывать утраченное искусство текстового изобилия», – пишет журналистка в материале.
Интересно, что в первой половине 20 века количество текста на обложках Vogue было минимальным. Первые страницы журналов, по задумке редакторов, можно было использовать как постеры. Но уже во втором пятидесятилетии броские фразы и анонсы стали появляться рядом со звёздами выпусков. Сейчас же Vogue снова возвращается к минимализму.
Этот жизненный цикл Джессики Карр описала и показала в материале. Причём авторка сосредоточилась не только на словесном описании истории модного издания, но также уделила внимание визуальному оформлению: на лендинге можно видеть подборку картинок, анимации, динамические плашки с текстом и другие фичи.
Аудиожурналистика
Популярность подкастов продолжает расти, и аудиожурналистика становится полноценным медиарынком. В аудиоформате выпускают расследования, аналитику, сторителлинг, интервью – кажется, почти любой жанр можно переложить на звук.
При этом для развития в этой сфере одного поставленного голоса может не хватить. На рынке будут востребованы журналисты, которые могут создать продукт с нуля, оценить качество звука с точки зрения технических и художественных критериев, спродюсировать программу или выпуск и, озвучить его.
«Всё больше медиакомпаний планируют интегрировать аудиоформаты (озвученные статьи, аудиосаммари и подкасты) в свои сайты и приложения в этом году. Однако некоторые идут дальше и запускают отдельные аудиопродукты, рассчитывая на рост доходов и привлечение новой аудитории», – описывает тренды 2025 года Reuters Institute.
В прошлом году The Economist стал первопроходцем, спрятав большинство подкастов за paywall и привлекая 30 000 подписчиков за шесть месяцев. Die Zeit запустил аудиоприложение с отдельной подпиской, а The New York Times планирует экспериментировать с аудиоподпиской через сторонние платформы. Поскольку подкасты способствуют росту лояльности, многие скандинавские издатели включают их в свои пакеты «всё включено».
Среди трендов аудиожурналистики – интерактивные истории и вовлечение слушателя в разговор, локальные истории. Политика, социальные проблемы, криминальные подкасты остаются в топ-темах мировых аудиошоу. Расследования тоже находят своих слушателей, только здесь журналистам следует подключать визуальное повествование для более детального разбора сложных тем.
Экологическая журналистика
Несмотря на вероятную реорганизацию курса США в экологической политике, проблема никуда не денется. Изменение климата становится одной из главных тем мировой повестки. Журналисты, которые специализируются на вопросах экологии, устойчивого развития и природоохранных политик, уже сейчас востребованы на рынке. В профессиональной среде часто проводят обучающие семинары, воркшопы и встречи о том, как освещать эту тему.
При этом последнее исследование, проведенное организацией Earth Journalism Network (EJN) Internews и Университетом Дикина, выяснило, что четыре из десяти журналистов, которые освещают изменение климата, подвергаются преследованию со стороны государственных структур или людей, которые незаконно занимаются лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых и другой деятельностью, которая влияет на окружающую среду.
«Большинство респондентов отметили, что темы климата и окружающей среды стали более заметными, чем десять лет назад, однако объём освещения климатического кризиса по-прежнему несоизмерим с серьёзностью проблемы», – пишет The Guardian.
Экологическая повестка освещается и в консервативных, и в либеральных СМИ. Однако инфоповод для таких материалов, как правило, – это споры о курсе зелёной политики и последствия климатического кризиса, который с каждым годом затрагивает всё больше слоёв населения и который становится сложнее игнорировать. Это ведь и волны жары, особенно в больших городах, и риск осложнения хронических заболеваний, и перебои в подаче электроэнергии, и снижение производительности труда, и многие другие негативные эффекты, близкие и понятные многим людям.
Мультимедийная и платформенная журналистика
То, что медиа активнее всего развиваются в аудиовизуальных форматах, уже не новость. Но во многих редакциях цифровые платформы до сих пор используются скорее как элемент дистрибуции, чем полноценные микромедиа. Это будет меняться, а значит, вместо классического SMM появятся (и это уже происходит) новые должности: например, редактор, Instagram-канала, TikTok-журналист, автор YouTube-канала. И далеко не всегда это будет блоггинг, в таком направлении может развиваться и классическая журналистика.
Что это значит? Прежде всего, соединение традиционных журналистских умений (поиск и проверка информации, сторителлинг, интервью) и понимание специфики платформ. Умение использовать силу личного бренда ведущего и сокращать дистанцию с аудиторией. Становиться для неё «своим», следуя журналистской миссии.
Что ещё?
AI
Сегодня искусственный интеллект – это важнейший буст для редакции. Технологии ИИ помогает медиа искать информацию на разных языках, создавать визуал, исследовать аудиторию, находить интересные ракурсы для своих историй и даже генерировать контент (хоть и не всегда удачно). Возможности ИИ используют крупнейшие мировые СМИ, например, Associated Press и The Guardian. Сегодня уже можно утверждать: те, кто игнорирует эту новшество, проиграют в гонке за аудиторию.
Локальная журналистика
На фоне неограниченного доступа к информации аудитория начинает ценить те новости, которые касаются её напрямую и решают её конкретные проблемы. Формирование сообщества вокруг медиа – это опора редакции, в том числе финансовая. Пример тому СМИ Северной Европы. В этом регионе многие издания практически на 100% финансируются читателями. Их вдохновляющие примеры можно прочесть здесь и здесь.