Главные темы:
31 декабря 1999
Фрагменты фильма Ирене Лангеман «Russia’s Millennium Children» (2019).
Неважно, сколько длится документальный фильм, 5 или 90 минут, главное – рассказать историю.
Идея фильма «Russia's Millennium Children» (или «Поколение миллениум» в русском переводе) возникла из воспоминания. Мы все были в шоке, когда 31 декабря 1999 года Ельцин объявил об уходе в отставку. И в тот же день к власти пришёл Владимир Путин. Новый персонаж и совершенно новый политический строй возник, казалось, из ничего. И что мы имеем 20 лет спустя? Из зачатков демократии образовалась автократия. А теперь она приближается, на мой взгляд, к диктатуре.
Я регулярно езжу в Россию, снимаю фильмы. И мне стало интересно: а как молодые люди, которые всю жизнь провели при Путине, живут в этой стране и воспринимают самих себя?
Герои
У меня было немного наивное представление, что можно в Facebook или «ВКонтакте» задать дату рождения и по информации в профиле найти интересных ребят.
Когда мы написали «31 декабря 1999 года», то получили 20 000 профилей. И немного опешили. А потом оказалось, что очень многие родились в другой день, а эту дату указали, потому что «родиться в миллениум было бы клёво».
Мы хотели найти ребят из разных концов России. Естественно, Москва, Петербург, но и глубинка тоже – Сибирь, Урал. Хотели, чтобы они принадлежали к разным социальным слоям. Чтобы выбрать 7-8 интересных историй, мы написали около двухсот писем. Столько же ответов получили. И очень скоро стала понятна основная проблема. Среди всех этих ребят не было сторонников Владимира Путина.
Нам отвечали дети родителей из среднего класса, очень либерально настроенные, выступающие за Навального или другую оппозицию. При том, что по официальным соцопросам молодёжь в России либо аполитична, либо за Путина.
Мы начали писать в государственные молодёжные организации и везде нам отвечали, что не могут помочь, потому что не работают с иностранными организациями. Одна активистка из партии Жириновского и вовсе обругала меня последними словами. За то, что я делаю фильмы, которые не соответствует высокодуховному, патриотическому пути Россию.
Я попала в сложную ситуацию. Потому что невозможно рассказать о целом поколении без такого героя. К тому же, не получится запустить производство фильма. Мы просто не сможем никому «продать» идею.
После многих месяцев через одну организацию я наконец нашла молодого человека из Москвы, который согласился сниматься. Это была такая находка! Его зовут Андрей, и он даже занимается кудо, потому что Путин его кумир. Это создавало дополнительный ассоциативный ряд.
Диалог
Я говорила ребятам, что хочу показать мозаичный портрет молодого поколения России. Каждый из них знал, что фильме снимаются люди с разными взглядами. Нужно быть откровенной с героями, тогда они начнут вам доверять.
Для меня важно, чтобы диалог был на одном уровне, а не сверху-вниз, как это часто происходит у взрослых с молодыми.
Когда я делаю авторский фильм без закадрового текста, герои сами рассказывают свои истории. Я закончила театральный институт и часто пытаюсь создавать «сцены», то есть искать комбинацию из интервью и визуального ряда, который показывает, чем человек занимается. В фильме обязательно должны быть метафоры, которые, которые будут поднимать личные истории на общественно-политический уровень.
Монтаж
Герой и антигерой есть только в художественном кино. В документальном мы говорим: герой и оппонент. Важно найти очень ярких людей с полярной позицией и сопоставить их.
Поэтому когда мы монтировали фильм, то часто после Андрея, который поддерживает Путина, ставили эпизоды с оппозиционной активисткой Камиллой. Это помогает выстроить драматургическую линию, добавляет фильму энергетики.
Кроме того, у меня был дополнительный визуальный элемент — фрагменты новогодних обращений Владимира Путина. С одного из них начинается фильм, другие появляются на протяжении видео в хронологическом порядке, и заканчивается всё присоединением Крыма в 2014 году.
Это даёт совершенно новый уровень понимания ситуации. Ведь этот человек у власти уже больше 20 лет. Можно заметить, как он меняется внешне и в своих выражениях. Хотя по сути всё время говорит одно и то же.
Защита «свидетелей» и субъективная матрица
Одна из героинь фильма, активистка Камила, постоянно участвует в акциях протеста. К ней в школу даже приходил следователь и пытался провести допрос по делу об экстремизме. Она не стала отвечать, а к делу подключился адвокат.
Когда мы начали съёмки, я встретилась с её мамой и спросила, не опасен ли этот фильм для Камилы. А она ответила: «Если её покажут по западному телевидению, это и будет защитой. Лучше так, чем никто не узнает её историю».
Это этический вопрос. Согласие Камилы и её мамы было важным для того, чтобы работать спокойно.
Что такое документальное кино? Мы знаем, что нужно отражать реальность объективно. Но каждый автор накладывает на реальность свою матрицу. Рассказывает историю своими визуальными, стилистическими методами.
Мы должны работать с фактами. Но элемент нашей режиссёрской субъективности всё равно останется.