Лекция Дугласа Басвайна

«Не присылайте готовую историю. Редактор хочет видеть материал, с которым можно поработать»

7 советов для журналиста, который решил опубликовать текст в топовом западном медиа
Читать Смотреть

Публикация в западном СМИ – это не только красивая строчка в портфолио или даже буст для карьеры. Это ещё и шанс обратить внимание западной аудитории на события в своей стране.

Каких историй про постсоветское пространство не хватает в западных медиа и как успешно запитчить тему, узнали на открытой лекции редактора POLITICO Europe Дугласа Басвайна, которую он провёл вместе с журналистами издания Евой Хартог и Сергеем Горяшко. Лекция прошла в Press Club Belarus, текст написан редакцией «Соли» по её материалам.

Дуглас Басвайн – редактор торгового блока POLITICO Europe. Тридцать лет работал международным корреспондентом и руководителем бюро Reuters, освещал события в Центральной и Восточной Европе, а также в Южной Азии.

Главные темы:

Определите, подходит ли ваша история для западного СМИ

Прежде чем предложить идею публикации западному медиа, постарайтесь ответить на несколько вопросов:

- Почему моя история может заинтересовать аудиторию этого издания? Подумайте, какой у этого СМИ профиль, какие темы оно освещает, какая у него позиция по разным вопросам, кто его читатели, на каких рынках оно работает, на каком языке пишет. К примеру, POLITICO целится в людей, которые принимают важные решения по всему миру.

- Достаточно ли уровня моего иностранного языка, чтобы писать на нём журналистские тексты? Если нет, понадобится доступ к ресурсам для перевода и редактирования, чтобы сделать качественный материал.

Это основные первые шаги. Помните, что редактор представляет аудиторию своего медиа. Если вы не можете написать историю, которая заинтересует редактора и будет соответствовать стандартам издания, вы зря тратите своё время. Чтобы подстраховаться, попросите опытного коллегу оценить вашу идею до того, как установите контакт с медиа.

Как западные издания работают со сторонними авторами

Большинство западных СМИ прежде всего полагаются на штатных корреспондентов. Если медиа нужно заполнить пробелы в освещении, оно может нанимать журналистов-фрилансеров на постоянной или разовой основе.

По такому принципу сотрудничество выстраивает POLITICO Europe. У медиа есть хорошо укомплектованные офисы в Брюсселе, Лондоне, Париже и Берлине. При этом существует пул фрилансеров: репортёрам в Киеве, Стокгольме, Риме (и до недавнего времени в Москве) платят ежемесячный гонорар плюс дополнительно за статьи, другие авторы пишут для POLITICO Europe время от времени из таких городов, как Мадрид, Стамбул, Амстердам, Белград.

Некоторые западные медиа предлагают платформу для сторонних журналистов, это заложено в их бизнес-модели. POLITICO обычно так не делает, но здесь могут быть исключения. У новых авторов есть шанс опубликоваться в разделе мнений.

К примеру, в начале года POLITICO разместило колонку Татьяны Марголин, которая выросла в Беларуси, а сейчас живёт в Нью-Йорке. В материале автор размышляет о том, что такое дом в эпоху вынужденной эмиграции, и объясняет, почему важно поддержать оказавшихся в ней журналистов. Текст написан на отличном английском и хорошо раскрывает тему.

Журналисты из Беларуси могут показать ситуацию там через свою личную историю. Например, рассказать, как им пришлось уехать из Беларуси и освещать события в стране из-за границы.

Питчинг: что важно знать

Итак, вы нашли редакцию, которая может предоставить вам платформу как стороннему журналисту. У вас есть подходящая история. Теперь вам нужно сделать питчинг.

Поищите информацию о редакторах выбранного медиа и напишите напрямую тому, кого может заинтересовать ваша история. К примеру, если вы хотите предложить расследование о том, как беларусские компании обходят санкции, обратитесь к редактору раздела экономики.

Не нужно писать всем редакторам одного медиа. Скорее всего, они об этом узнают, и шансы на то, что вашу историю хотя бы рассмотрят, резко снизятся.

К коммуникации с редактором нужно подходить тактически грамотно. По возможности попробуйте назначить встречу. Если получится, вы уже окажетесь на «первой базе». А вот холодные звонки – не лучшая идея.

Как написать письмо, которое редактор не захочет тут же удалить? Для начала вы можете рассказать о теме, на которую хотите написать, или поделиться заголовком и началом истории. Не присылайте слишком детализированную или практически готовую историю. Редакторы хотят видеть материал, с которым они могут работать, чтобы адаптировать для своих читателей. Тут есть что-то от психологии продаж. Ваша первоначальная цель – зацепить внимание редактора. Когда вы её достигли, можно обсуждать то, как ваша история встроится в это медиа.

Что делать, чтобы ваша история нашла отклик у редактора

История должна быть оригинальной, то есть вам нужно раскрыть что-то, что не было известно. Это может быть полностью эксклюзивная информация или «сенсационная интерпретация» – новый взгляд на значимую историю, на то, как она развивается.

Не забывайте про качественный сторителлинг, который увлечёт читателя и перенесёт его на место событий. Вам нужно «раздвоиться»: оставаясь рассказчиком, увидеть свою историю глазами читателя. Как только натренируете этот навык, вы освоите технику создания любой истории.

Когда горишь темой, может казаться, что она по умолчанию всем будет интересна и все должны в ней хорошо разбираться, даже если она нишевая. Это заблуждение. Не забывайте переводить своё сообщение для редактора не только буквально на другой язык, но и на более понятный. Не ждите, что редактор будет читать между строк. Попробуйте поставить себя на место людей, которые никогда не были в Беларуси, Украине, России и ничего не знают об этих странах, и объясните на пальцах в двух словах, почему ваша тема актуальна и интересна. Поскольку вы владеете локальным контекстом, у ваших историй уже есть дополнительная ценность, осталось раскрыть её редактору.

В западных медиа можно встретить много похожих материалов о Беларуси и России. Обычно это публикации про ужасных диктаторов Лукашенко и Путина. Такие тексты не дают читателям понять, что прямо сейчас происходит в этих странах. Можно взять маленькую конкретную историю, развить её, и тем самым предложить редактору и читателям свежий взгляд на тему.

Помните, что вы пишете не в вакуум, а для аудитории, у которой есть стереотипы о постсоветских странах. Вы можете бросить вызов этим стереотипам или подтвердить их. Недостаточно просто рассказать о том, что вы знаете, в отрыве от представлений читателей.

Ищите героя, человеческую историю в любой теме, и показывайте ситуацию через неё. Особенно есть вы пишете о сложных вещах вроде уклонения от уплаты налогов или обхода санкций.

В вашем питче попытайтесь объяснить, почему ваша тема актуальна. Можно привязать материал к какой-то годовщине или вехе в долгоиграющем событии: например, прошло пять лет с тех пор, как арестовали журналиста, и вы рассказываете о нём. Вы можете написать о тенденции или обогатить уже существующую историю новыми деталями.

Какие моменты стоит обсудить с редактором «на берегу»

Если предусмотрен гонорар, стоит договориться о ставке, которая компенсирует объём вашей работы. В случае, когда вам нужно куда-то выехать для выполнения задания, редакция должна покрывать разумные расходы на проезд и проживание. Можно получить финансирование или стипендию на создание истории, но это требует исследований и настойчивости.

Объём публикации может варьироваться. В POLITICO стандарт для колонки – около 800 слов, для расследования – 1500 слов. Материал на две или три тысячи слов тоже могут напечатать, но только если это выдающаяся история, которая надолго запомнится людям.

История успеха: что может дать публикация в западном медиа

В прошлом году Дугласу Басвайну написал российский журналист Сергей Панов в ответ на статью POLITICO. В ней рассказывалось, как китайская компания продавала в Россию автоматы, декларируя их как охотничьи винтовки. Сергей Панов в коротком письме объяснил, что редакция сможет узнать гораздо больше, используя его расследовательские методы. Выяснилось, что в России Сергей работал в алкогольной отрасли руководителем отдела маркетинга, эмигрировал в Испанию и применяет свои навыки в расследовательской журналистике. С помощью таможенных данных он мог доказать, что компании, которые утверждали, что не поставляют санкционные товары в Россию, лукавят.

Дуглас Басвайн предложил руководству POLITICO заплатить Сергею, и тот сделал три больших расследования: как снайперские боеприпасы американского производства попадают в российские винтовки, как Китай тайно оснащает российскую армию (это расследование стало самым читаемым на бесплатной версии сайта POLITICO в прошлом году), и про западные алкогольные компании, которые солгали, что свернули бизнес в России.

Публикации получились отличные, и Дуглас порекомендовал Сергея немецкому некоммерческому независимому медиа CORRECTIV, которое занимается журналистскими расследованиями. Сергей сделал для него материал о немецких компаниях, экспортирующих стрелковое оружие и боеприпасы в Россию. Сейчас Сергей работает над другим проектом для итальянского новостного агентства. От сотрудничества с POLITICO он получил больше, чем гонорар, – возможность зарекомендовать себя как журналиста-расследователя с любопытной специализацией.

Публикация в западном медиа может стать трамплином для вашего следующего материала в иностранном издании, а редактор, которому вы успешно запитчили историю, – «адвокатом» вашей новой идеи.

Для примера: беларусские темы, которые могут заинтересовать западные СМИ

Сейчас внимание западных медиа переключилось на Украину, Россию и сектор Газа. Но это не значит, что они больше ничего не хотят слышать о Беларуси. Вопрос в том, насколько захватывающую историю им предложат журналисты. На какие темы стоит обратить внимание:

- Режим Лукашенко: какими методами поддерживает свою власть, насколько устойчива эта система, можно ли ей как-то противостоять, почему молодые люди решают вступать в ряды силовиков и заниматься репрессиями, через какую идеологическую обработку проходят.

- Финансовые основы беларусского режима: кто контролирует стратегические активы, кто получает выгоду, насколько богат Лукашенко и его приближённые.

- Беларусская оппозиция: как получилось, что жена политзаключенного стала признанным лидером политической оппозиции, как можно поддержать беларусские демократические силы.

- Война в Украине с точки зрения Беларуси: как государству-сателлиту России удаётся оставаться на её стороне, при этом не быть втянутым в боевые действия напрямую. Каковы мотивы людей сражаться на любой стороне в этой войне.

- Миграционный кризис на границе Беларуси и ЕС. В западных СМИ вышло много репортажей о превращении миграции в оружие Минска и Москвы. Но аудитория ещё не до конца понимает, как они направляют потоки мигрантов к границе в рамках асимметричной войны.

- Беларусская независимая журналистика: с какими трудностями сталкиваются журналисты в эмиграции, как защищают свои источники информации в Беларуси, что грозит их читателям, которые остаются в стране, и так далее.

Есть темы, которые редакторы считают наиболее привлекательными: оружие, деньги, война. Это не значит, что нужно писать только про это. Но придётся сильно постараться, чтобы объяснить, почему ваш материал на другую тему будет интересно читать.

Текст подготовила Рина Виж.

Лучшее на Соли

Советуем