Раздатка к лекции Александра Мурашёва «Сноб». Какие тексты нравятся читателям?

Механика хорошего текста

Почему одни тексты лайкают, а другие — игнорируют? Какие психологические механизмы заставляют читателя делать перепост? И почему любому автору нужен воображаемый собутыльник?

Собрали несколько секретов по материалам лекции журналиста, писателя и бывшего заместителя главного редактора проекта «Сноб» Александра Мурашёва.

Александр Мурашев, Press Club Belarus. Минск, 2018

Три лучшие темы

Один комик из Нью-Йорка страдал после расставания с девушкой. В какой-то момент ему стало так плохо, что он наклеил на уличную стену стикер со словами «Позвоните мне. Одинокий парень Джеф». И ему позвонили 100 человек. Потом кто-то сфотографировал объявление и выложил в Facebook. За месяц Джеффу позвонили 150 000 человек.

Все мы хоть раз были и Джеффом, который дошёл до ручки, и тем, кто, несмотря на собственные проблемы, условному Джеффу помог. Люди любят истории, которые легко примерить на себя. 

Ещё одна вечно горячая тема — «у нас и у них», то есть любое сравнение своей страны с другой. Ну и провокация, конечно. Никто не пройдёт мимо статьи о гендерно-нейтральной школе, где детей не делят по полу. Написав о таком, вы получите два лагеря комментаторов, ссору и тысячи перепостов. Это вам и нужно.

Почему читатель делает перепост?

Три причины. Первая — человек рассказывает о качествах, которыми хочет обладать сам. Смелость, благородство, бескорыстие — продолжите список сами.

Лет семь назад все писали об испанском легкоатлете Иване Фернандесе Анайе. Но не потому, что он выиграл важное соревнование, а как раз наоборот. Спортсмен шёл вторым и в какой-то момент заметил, что его соперник из Кении ошибся, остановившись раньше финиша. Вместо того чтобы опередить бегуна и выиграть, он подтолкнул его в спину. В тот день об испанце узнал весь мир. Честность впечатлила больше, чем формальная победа.

Почему ещё мы постим чужие тексты? Оправдываем свои слабости. Например, «почему есть в десять вечера — нормально?» или «диеты бесполезны».

Однажды директор сингапурской школы обратился к родителям с просьбой не третировать детей за низкие оценки на экзамене. «Дети должны знать, что, какими бы ни были отметки, вы не перестанете их любить, — написал учитель. — Скажите это, а потом наблюдайте, как они завоюют мир». Классический текст-оправдание. Его запостили тысячи родителей.

Ещё одна причина сделать перепост, правда, спорная — wow-фактор. Это истории о том, как человек сдвинул гору или провёл воду в деревню. Подвиги, на фоне которых большинство людей чувствуют себя слабаками. Так что их постят далеко не все. Но есть один журналистский секрет — если рассказать о том, что вынес герой, пока шёл к успеху, и какие ошибки он сделал, то есть показать его обычным человеком, а не суперменом, то читать будут.

Три задачи хорошего текста

Первая — привлечь внимание читателя. Помните, что он живёт в состоянии информационного передоза, когда защититься от текстов тяжелее, чем найти их. Поэтому каждый абзац, каждая фраза должна вызывать реакцию «интересно, хочу ещё».

Что привлекает в первую очередь? Картинка. Просто яркая, смешная, двусмысленная — в зависимости от того, что у вас за медиа.

Следующий шаг. Первую же вашу фразу человек должен идентифицировать с собой. Помните историю про Джеффа? Сделайте историю или проблему, о которой говорите, близкой аудитории.

Подумайте, как должно выглядеть первое предложение, поставьте себя на место читателя — какой крючок зацепил бы вас?

Вторая задача — удержать внимание читателя. И тут помогут несколько секретов.

По какой-то неизвестной причине мы пытаемся писать не так, как говорим и думаем, и постоянно усложняем текст. Это отталкивает людей, они просто закрывают страницу. Пишите так, будто рассказываете историю другу. Вариант — собутыльнику.

Однажды журналистка российской «Новой газеты» написала про советского авиаконструктора Туполева. Текст получился очень грамотным и скучным. Тогда коллеги попросили её рассказать эту историю вслух. Она задумалась, а потом сказала: «Ну, был такой чувак Туполев…» — и пересказала всю его жизнь коротко и очень интересно.

В общем, не усложняйте. Можете тоже читать кому-нибудь вслух. Там, где человек зевнёт или потянется за кофе, у вас провал. А значит, надо подумать, как добавить статье динамики.

Ещё совет. Не увлекайтесь прямой речью. Когда долго снимаешь текст с диктофона, он весь становится родным, но лучше большую часть чужих слов выносить «за кадр».

А теперь о динамике внутри фразы. Не всем нравятся рубленые предложения, и всё же не нужно перегружать текст придаточными. Старая истина: если без чего-то можно обойтись, выбрасывайте. Это касается и словесных сорняков: вводных конструкций, указательных местоимений. Если хорошенько почистить текст, можно 15 000 знаков превратить в 7 000. Без потери смысла.

И третья ваша задача — добиться того, чтобы человек поделился статьёй. Важный момент: мы решаем, что сделаем перепост, не в конце текста, а в первой трети. Поэтому удачная структура — это обратная пирамида, когда всё самое интересное читатель находит в начале.

О том, как раскрыть героя во время интервью, Александр Мурашёв рассказал здесь

Лучшее на Соли

Советуем