Какой технический минимум нужен для подкаста?
Во-первых, хорошие микрофоны, по одному на каждого ведущего и гостя. Часто подкаст слушают через наушники, и вы в прямом смысле гораздо ближе к своей аудитории, чем другие медиа. Так что грязный звук — это минус. По словам Свена Густафсона, цена приличного аппарата стартует от ста долларов.
Что ещё влияет на звук? Окружающая обстановка. Сначала Daily Detroit записывался в барах за пивом. Команда решила, что будет живо и весело, но ошиблась. То есть ведущим и правда было неплохо, но слушатели атмосферу не прочувствовали, а фоновый гам их разозлил.
Поэтому в идеале вам нужно помещение со звукоизоляцией. Для этого не подойдёт гулкая и шумная комната, в которой что-то тикает или кликает. Нашли тихое место? Отлично. Теперь накройте чем-нибудь пол, можно обычным ковром. А на стены хорошо бы поместить панели из пены, правда, это уже отдельные деньги.
Ещё вам нужен аудиорекордер для записи подкаста и программное обеспечение для монтажа. Можно использовать как платные, так и бесплатные варианты.
Что дальше? Сервер. Услуги компании, с которой работает Daily Detroit, стоят 20 долларов в месяц. Сюда входят обслуживание, консультации и метрики, позволяющие узнать, как люди слушают подкаст — с каких устройств, во сколько, а ещё на каком месте бросают. И тут важно понимать, что если вы пользуетесь платным сервером, то сами владеете своим контентом. А вот в случае с бесплатным – в некотором смысле владеют вами, ведь вы поставляете компании свои данные. Как говорится, все пользователи Facebook — продукт Facebook.
Как подготовить к записи себя и гостя?
Не будем топтаться на том, что вам нужна хорошая история, а без неё не поможет самый крутой софт. Это вы знаете.
Итак, есть тема и гость на примете. Что дальше?
Вам нужно узнать, как он разговаривает, — встретиться, созвониться или найти записи с его участием. Человек может быть фантастически интересным, но говорить он будет настолько плохо (медленно, сбивчиво), что подкаст провалится. В текстовом интервью это не беда, а тут, увы, есть ограничения.
Вы позвонили гостю, разумеется, проговорили с ним тему, а дальше эфир? Нет. Сперва потренируйтесь задавать точные вопросы. Даже Свен Густафсон признался, что поначалу и сам допускал пространные формулировки. В результате и он, и гость начинали растекаться мыслью по древу.
Итак, у вас есть хороший вопрос, это всё? Нет. Нужно гладко его произнести, не заполняя паузы звуком «эээээ». Если вы не хотите свести с ума гостя и звукорежиссёра, тренируйте быструю и чистую речь. Хорошо это или плохо, но в подкастинге критически важна форма, а не только содержание.
И ещё одно правило: меняйте фокус (не тему!) разговора каждые 45 секунд. Так вы добавите беседе динамику.
Что делать с записью?
Сокращать. Иногда сильно.
Пример: однажды Свен Густафсон брал интервью у профессора, который комментировал новый американский закон об автомобилях. Тема была актуальной, специалист знающим, но говорил он настолько долго и путано, что даже ведущий держался изо всех сил, чтоб не уснуть.
Когда интервью закончилось, члены команды переглянулись. Запись вышла только через две недели после серьёзного монтажа.
Профессор не обиделся и даже запостил подкаст. «Моё расплывчатое интервью превратили в отличный продукт!» — написал он.
Бывает, гостю не нравится, что его «режут». Ничего не поделаешь. Не коверкайте его слова, не искажайте суть сказанного, но на этом всё. Подумайте о слушателях: ведь современные люди так заняты, они выкраивают на вас время, пока ведут машину или готовят ужин. Будут ли они слушать затянутый и неинтересный подкаст? Конечно, нет.
По версии Daily Detroit, золотой хронометраж — 10-20 минут. Но это не догма. Возможно, вы захотите сделать групповое интервью или целое ток-шоу, и тогда вам будет нужно больше времени. Или наоборот – у вас блиц-формат и вы легко помещаетесь в 45 секунд. Всё индивидуально.
О типичных ошибках тех, кто начинает пробовать себя в подкастинге, смотрите и слушайте здесь.